Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Советские автобусы ПАЗ и ЛиАЗ в масштабных моделях

Максим Шелепенков.

Как быстро летит время! Казалось, еще вчера круглобокие «пазики» шустро хозяйничали в городах или важно переваливались на ухабах просёлков, а сегодня уже перешли в разряд «ретро», и их образ вызывает ностальгические чувства.

В мире металлических моделей автобусов в 43-м масштабе выпускается в разы меньше, чем легковых или грузовиков. Причины очевидны. Это и специфичность продукции – далеко не каждого коллекционера интересуют автобусы, и металлоемкость моделей – они получаются габаритными, тяжелыми и главное недешевыми. Всё это существенно ограничивает интерес производителей к данному виду моделирования.

Но если бы в жизни всегда побеждали прагматики, на свете было бы скучно и неинтересно. Всегда появляются энтузиасты, которые опровергают устоявшиеся догмы. Живой пример – появление промышленной модели ПАЗ-672М в 43-м масштабе под маркой одноименного интернет-журнала об автобусах – ClassicBus.ru.

История появления этой модели неразрывно связана с Интернетом. Уже по торговой марке понятно, что модель была неким дополнением к электронному журналу любителей автобусов. Кроме того, инициаторы проекта примерно год назад провели на модельных форумах экспресс-опрос заинтересованности коллекционеров в такой модели. Причем сделано это было в завуалированной форме, спрашивалось не напрямую «нужна» или «не нужна» модель, а «Сколько, по-вашему, может стоить модель ПАЗ-672М в 43 масштабе?» Естественно, разгорелись жаркие споры, которые и позволили сделать вывод, что потенциальный интерес к этой модели присутствует.

А дальше случилось почти невероятное: уже в августе на форумах обсуждались не гипотетические возможности, а сама модель, изготовленная в Китае по классической промышленной технологии Die-cast (отливка из металла). С ноября прошлого года она поступила в продажу в модельные магазины, а её стоимость установилась на отметке 2000 рублей.

Свое первое впечатление об этой модели я, как и многие, составлял по фотографиям, распространенным по сети. Модель получилась симпатичной и однозначно похожей на прототип, но у меня ещё оставались сомнения по поводу её приобретения. Всё изменилось в одну секунду, как только я взял «живую» модель в руки! Помните, в начале статьи я говорил о недостатках моделей автобусов? В модели ClassicBus.ru они неожиданно превратились в достоинства: приличные габариты, приятная тяжесть в руке (550 г), солидная упаковка, аккуратная покраска и сборка моментально убедили меня стать её обладателем.

Для себя я отметил и несколько недостатков модели, с которыми вполне можно смириться, но не забыть, так как они на виду. Прежде всего это отлитые вместе с корпусом передние габаритные огни и указатели поворотов (в современных моделях эти элементы обычно делают отдельными деталями из цветного пластика) и не затонированные черной краской сетки вентиляционных решеток на передней части автобуса. Эти два момента в массовом производстве, не очень влияющие на конечную стоимость, могли бы облагородить модель ПАЗ-672М.

На ближайшую весну ClassicBus.ru уже заявил о появлении новых моделей автобусов ЛиАЗ-677 и ЗИЛ-158, прототипы которых уже анонсированы в Интернете. А далее компания последовательно обещает выдать уменьшённые копии ЛАЗ-695Е, КАвЗ-651 и ЗИС-154.

Дотошная модель на Ritmonexx.ru

Sabron Scale Models – заявил о начале продаж модернизированного автобуса ЛиАЗ-677М образца 1990 года в масштабе 1:43 по цене 5800 рублей. Лимитированная серия в 500 моделей выполнена в твёрдой подарочной коробке. Уникальный номер каждого экземпляра выбит на металлической табличке подставки.

В саброновско-китайском ЛиАЗ-677М поражает качество и тщательнейшая инкрустация с мельчайшими деталями интерьера: стойки и уголки сидений, поручни, внутренние форточки и до щепетильности проработанная кабина с регулируемым противосолнечным козырьком.

Уровень исполнения экстерьера по мнению знатоков уже сопоставим с «Сарлаб». Эксперты придрались лишь к выштамповкам над дверями, слишком рельефной балке передней оси, кривоватым скосам уплотнителей ветровых стёкол на центральной межоконной стойке, более яркому окрасу и окрашенной в тон кузова эмблеме.

При знакомстве с моделью все брюзжания улетучиваются. Тонко выполнены все знаковые мелкие детали: молдинги, ручки, тончайшие стеклоочистители, филигранные заркала, светотехника, облицовка радиатора, деликатно выполнены рамки форточек, уплотнители и даже внутренние проёмы окон.

Источник