Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Советские бронированные автомобили могли дать фору танку

Бронированные машины стали создавать в начале XX века. Первый автомобиль был сделан еще во времена Российской империи. Бронированные машины часто сравнивали с танками, только они были более мобильными. Во времена Великой Отечественной Войны сдерживали «Пантер» и «Тигров», которые были гордостью Германии.

БА-И

В 1920 г. СССР заключило соглашение с американским автомобильным заводом «Форд». Были закуплены комплектующие и детали для грузиков. Машины были похожи на Ford AA, но только стали трехосными.

Выпущенные автомобили отдали для военной промышленности. Но только немного модернизировали – укрепили защитой. В 1931 г. Н. Дыренков представил новую бронированную машину Д-13. Но инженер не продумал до конца конструкцию, которая оказалась громоздкой.

Уже в следующем году инженеры Ижорского завода создали БА-И. Конструкция стала прототипом для многих бронированных советских машин. Инженеры обрезали основное шасси на 400 мм. По периметру детали установили бронекорпус.

Комплектующие от «Тимкена» менять не стали. Силовой агрегат остался на прежнем уровне. Экипаж разместили в специальной рубке, которая раньше была гражданской кабиной. Платформу для грузов модернизировали в боевой отсек, в котором находилась башня с пушкой. На крыше для нее сделали специальный уступ.

Но были у БА-И и ряд недостатков:

  • мотор из-за повышенной нагрузки сильно нагревался;
  • при движении внутри машины была повышенная тряска;
  • не была продумана вентиляция, поэтому экипаж из 3-х человек не мог проехать более 7 км, воздух внутри кабины достигал 60℃.

Достоинства бронированной машины превысили минусы. Бронемашина быстро передвигалась, обладала мощной пушкой. Использовали для брони прочную сталь 8 мм. Экипаж был защищен от осколков и пуль.

БА-И изготавливали 1,5 года. Всего выпустили 100 машин. Использовали бронированный автомобиль в 1941 г. во время ВОВ.

БА-3

Уже в 1930 г. международные отношения между странами были накалены. Власти попросили военных инженеров улучшить огневую мощность бронемашины. Была в итоге разработана модель БА-3, которую сравнивали с легким танком Т-26.

Корпус остался от первого бронеавтомобиля. Но увеличили место внутри кабины, в ней могли поместиться 4 человека. Увеличилась и масса транспорта, была 4 тонны, а стала 6 тонн, но при этом мобильность осталась на более высоком уровне.

Увеличили и мощность вооружения. Установили 45-мм орудие. Бронемашина поражала всю немецкую бронетехнику на дальнем расстоянии.

Но и в этой модели был свой минус. Имелись недостатки в системе питания мотора – топливо попадало самотеком из бака в карбюратор. Если вдруг появлялась пробоина, то на солдат выливалася раскаленный бензин.

БА-3 поставили на конвейер. Всего выпустили 221 машину. Массовое изготовление запустили в 1934 г.

Использовали бронеавтомобиль в следующих отрядах:

  • танковых;
  • разведывательных;
  • стрелковых;
  • кавалерийских.

Бронемашины пригодились в войне с Испанией, Японией и Финляндией. Успела побывать и на полях сражений во время ВОВ.

БА-6

Первые грузовики с американскими деталями стали выпускать на Горьковском заводе. Сначала сделали ГАЗ-ААА, но после модернизировали в бронемашину БА-6. Также как и в первом бронеавтомобиле сделали заднюю секцию 400 мм. Не стали изменять бронекорпус и оружие, но увеличили толщину стального листа до 9 мм.

Появились и другие новшества:

  • исчезла дверь с задней части;
  • модернизировали вентиляционную систему;
  • укрепили бронекапсулы;
  • сделали освещение внутри кабины;
  • модернизировали шины.

Инженерам удалось уменьшить вес бронемашины, но защита и мощь техники осталась неизменной. Выпускали машину БА-6 3 года, всего с конвейера сошло 394 автомобиля.

БА-10

В 1930-х годах для военной промышленности было выпущено несколько броневиков. Но было решено разработать еще одну модель. Так один из инженеров представил модель БА-10 – это был самый эффективный советский бронеавтомобиль. Выпустили всего 3000 единицы.

Основой для новой техники стала модель БА-6.

Но были сделаны изменения:

  • башню сделали в виде конуса;
  • бронированный слой стал 10 мм;
  • исправили недостатки в узлах;
  • усилили подвеску;
  • на передней оси установили амортизаторы;
  • корпус сделали компактным;
  • на люках поставили внутренние петли и защиту от расплавленного свинца;
  • в БА-10 появились радиостанции.

Использовали бронеавтомобиль в Советско-финской войне, в боевых действиях в Западной Украине и Беларуси. Во время ВОВ использовали 2800 моделей БА-10.

Источник