Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Советские дальнобойные грузовики

Макс ЧЕРНЯВСКИЙ.

 

В интернете снова идут ожесточенные споры — какой дальнобойный тягач был бы идеальным в наших условиях; в который уж раз! Спорщики, как всегда, разделились на два основных лагеря: идеал — с капотом, и без. Другой раздел — по компонентам: наши или импортные. Давайте вспомним, какие попытки создания дальнобойных грузовиков предпринимались нашими автозаводами, начиная со времен позднего СССР.

01. В советское время никаких коммерческих прототипов народу не показывали — партия и правительство сами решали, на чем и куда ездить. Первой, необычайно смелой даже по мировым меркам попыткой представить себе грузовик будущего стала знаменитая «Перестройка». МАЗ-2000, как его назвали создатели, был показан в 1988 году, и в Париже заслужил восторженные отзывы. И хоть планы запуска в серию обсуждались даже на министерском уровне, шансов на серию был минимум. Все-таки «Перестройка» была не столько революционным грузовиком, сколько иной транспортной концепцией, под которую пришлось бы переделывать инфраструктуру дорог, развязок и терминалов. Все построенные машины остались прототипами, но минчане задали тон остальным автозаводам — пора было поворачиваться лицом к потребителям и пытаться предлагать действительно новый товар.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

02. Первые грузовики, Альткам-5443 (по названию камазо-австрийского СП) были задуманы еще при СССР, а в 1991 году Альткам стал первым пост-советским грузовиком, использовавшим импортные компоненты: двигатели Cummins или MAN, коробки передач Eaton или ZF, мосты Raba, кабины Sisu. Неудивительно, что первые частники покупали эти тягачи, даже невзирая на солидную цену. А убили марку «взрослые» европейские конкуренты: из-за массового производства машины были дешевле, да еще полностью импортными.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

03. В 1993 году на МАЗе «выдали на-гора» МАЗ-5445. Для «лихих девяностых» — просто сенсация. «Иномарочный» дизайн, ровный пол, просторная оригинальная кабина, а еще в сочетании с трейлером, построенным по технологиям немецкой фирмы Kögel, с которой МАЗ тогда пытался организовать СП. Серьёзный претендент на звание Короля дорог! Но… Дорого. Не сложилось. Единственный опытный образец стал на стоянку в «зверинец»….
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

04. Неожиданно в том же 1993 году свой «идеал дальнобойщика» представил столичный ЗиЛ, до того царивший в среднем классе. Причем это был любимый многими настоящий «американец» — Kenworth T800, полностью на оригинальных агрегатах. Их планировало выпускать свежеобразованное СП Новотрак (ЗиЛ-Kenworth-Caterpillar). Но из-за неповоротливости огромного предприятия все загнулось, и на память в стране остались две машины (одна на фото), а мы так и не увидели «нашего американца» на дорогах.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

05. Два года спустя в нишу дальнобойных тягачей попробовал влезть украинский КрАЗ. Он впервые в истории представил двухосный тягач КрАЗ-5444 со спальником, высокой крышей и измененным капотом; на привычных отечественных агрегатах. Но в роли дальнобойного тягача «монстра карьеров» себе никто не представлял, и желающих массово приобретать такие машины не нашлось. Постепенно дорожные тягачи исчезли из программы завода…
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов
Фото Сергея Попсуевича

06. Примерно в 1998 году, эту идею КрАЗа повторил ЗИЛ, уже самостоятельно, на привычной базе. Кабину городского капотного среднетоннажника нарастили сверху и сзади, сделали эффектный обвес, установили двигатель Caterpillar. Построили двух- и трехосные варианты, но дальше опытных образцов дело опять не пошло. Как во многих сходных случаях, имевшие средства клиенты предпочитали иномарки, а бедные частники — «бэушку».
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

07. Тут в борьбу за клиента снова включились белорусы. Они сделали ставку на европейцев, образовав в 1998 году немецко-белорусское СП «МАЗ-МАН«. Понятно, чьи компоненты стояли на тягачах 5432. Они стали серийными, весьма неплохо продавались. Но, увы, повторилась та же история, что и с Альткамом, плюс добавились политические факторы, и немцы ушли из СП. Завод и марка существуют и сегодня, но «дальним боем» уже не занимаются, вполне успешно переключившись на строительное направление.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

08. В 2001 году на Московском фестивале «Автоэкзотика’2001» неожиданно всплывает… все тот же МАЗ-5445, уже с серийной кабиной вместо оригинальной. Прототип попал в распоряжение московского кузовного ателье «Car-Systems», где машину и переделали на новый лад. Ателье сделало громкое заявление о выпуске таких грузовиков. Естественно, никакой серии и близко не появилось, а единственная машина жива в частных руках на Алтае.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов
Фото Николая Крапивина, сайт fototruck.ru

09. На MIMS’2002 произошло удивительное событие — свой капотный дорожный тягач представил мало кому известный завод УАМЗ. Этот филиал ЗиЛа тихонько собирал обычные грузовики, и вдруг нанял дизайнеров и создал свой прототип «Буран«. Внешность у машины была хоть куда, а вот компоненты — от безнадежно устаревшего ЗиЛа-130, хоть и с дизельным двигателем. Денег на запуск производства не было, и он так и остался прототипом, лишь всколыхнувшим грузовую общественность.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов
Фото Вячеслава Королева

10. И вновь капотник, и опять с Украины. В 2004 году кременчугская частная компания «Владимир» заявила о запуске в производство своего тягача КВ-400. Два построенных образца внешне были одинаковы (кабина от чешской Татры со своим пластиковым «носом»), но различались двигателями: Deutz или ЯМЗ. Почему планы не сбылись — неизвестно, но вряд ли машины неведомой марки стали бы мега-популярными. Хотя свидетели отмечали неплохую эргономику кабины…
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов
Фото Александра Говорухи

11. И тут в борьбу включился наш «Урал», в 2005 году выставив на МИМСе трехосный капотник Урал-6464. Прорывом на рынке машина стать и не могла — кабина от старого IVECO Turbo-Tech с пластиковым капотом, двигатель и коробка передач ЯМЗ, рессоры на всех осях. Как и в случае с КрАЗом, попытку специалиста во внедорожной «военщине» перетечь в дальний бой рынок не воспринял.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов
Фото Юрия Рогозы

12. Но, может быть, сторонникам бескапотной компоновки понравилась уральская машина? На следующий год появился бескапотный «дальнобойный» Урал-63674 4х2, но, увы, тоже остался редким гостем на российских дорогах. Вероятно, по той же причине.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

13. После некоторого затишья, в разгар кризиса, в 2009 году неожиданно для всех известный производитель прицепного оборудования, завод «ТОНАР» вывел на рынок свой тягач, ТОНАР-5422. Это была «сборная солянка» — кабина, мосты и коробка передач — китайские, двигатель Cummins, а потом ЯМЗ-650, рама — собственная, подвеска — американская (но с доработками). В принципе, эти машины продаются, но большинство используется самим Тонаром…
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов
Фото Максима Шелепенкова

14. Последними на сегодня ошеломили рынок опять МАЗовцы. В 2011 году, спустя 64 года после запуска капотного МАЗ-200, публике был показан капотный МАЗ-6440РА. Необычности новинке придавали 600-сильный дизель ММЗ (доработанный тутаевский), «автомат» Allison, и передняя пневмоподвеска.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

15. На следующий год МАЗовцы выкатили новый вариант дальнобойного капотника. На МАЗе-6440РА образца 2012 года сделали уже полноценный полноразмерный спальник, как у настоящих «американцев». Вот эта машина вполне могла бы если не взорвать рынок, то стать неплохой альтернативой американской «бэушке». В той же Сибири, где много и американских тягачей, и МАЗов, эту машину точно полюбили бы, но в Минске решили закрыть проект… Весьма жаль, опять не сбылась мечта.
"Дальний бой" СССР и СНГ. Опытные и мелкосерийные попытки заводов

Пока на фронте создания мечты для дальнобойщика затишье… Появится ли идеальный отечественный тягач для наших дорог? В любом случае, его создателям придется учитывать несколько факторов:

1. Выдавать старые элементы за новинку — бессмысленно. Клиент отлично знает, новая ли это кабина, или перелицована со старой.

2. Компоновать агрегаты, мешая «французское с нижегородским» — опасно. Прекрасно выглядящий грузовик с допотопной начинкой не покупают.

3. Без конгениального конкурентам уровня качества нынче можно рассчитывать только на единичные продажи, при любой цене.

А с капотом, или без — неважно, у нас хватает почитателей обоих вариантов.

Источник