Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Советские экспериментальные вездеходы

Упоминать о проблемах с дорогами лишний раз никому не хочется, но даже если забыть об этой особенности Советского Союза, то на бескрайних просторах страны всегда найдутся участки, являющиеся труднопроходимыми для автомобилей. В СССР эту проблему планировалось решить кардинальным образом – создать транспортные средства, способные передвигаться даже по заболоченной местности и в условиях крайнего Севера.

Новый скачок развития автомобилестроения в СССР

В начале 50-х годов прошлого столетия в Советском Союзе были предприняты первые попытки создания совершенно новых грузовых автомобилей. Особое внимание уделялось машинам на трех осях. Первопроходцем стал инженер Виталий Андреевич Грачев, являющийся руководителем секретного СКБ Московского завода им. И. А. Лихачева. Первой разработкой советского конструктора стал ЗИЛ-157, экспериментальный образец которого был выпущен в 1956 году. Главным отличием автомобиля стало расположение двигателя, перенесенного на заднюю часть рамы. Таким образом планировалось уменьшить нагрузку на передние управляемые колеса. Но первые же испытания оказались провальными, автомобиль нередко поднимал переднюю часть во время езды.

ЗИЛ-132

Советские инженеры не остановились после нескольких неудач. Начало 60-х годов было ознаменовано очередной попыткой создания абсолютно новых полноприводных грузовиков для нужд Советской Армии. Главной отличительной чертой автомобилей класса ЗИЛ-132 стало использование несущего основания с гладким днищем, дополнением которого стала бортовая трансмиссия.

Одним из самых интересных экспериментальных образцов стала амфибия ЗИЛ-132П, которую предполагалось использовать для оказания помощи вернувшимся с орбиты космонавтов. Основным материалом для изготовления кузова стал алюминий, для кабины был выбран стеклопластик. Максимальная скорость грузовика по суше была равна 75 км/ч, в воде она составляла всего 7 км/ч. В дальнейшем по аналогичной схеме был создан вездеход ЗИЛ-132Р.

КрАЗ-Э260Е

Еще одним проектом советских инженеров, заслуживающим внимание, стал КрАЗ-Э260Е. Грузовик был создан в 1968 году коллективом выдающихся инженеров страны того времени. Главной задумкой специалистов было создание вездехода, работающего не на дизельном топливе, а оборудованного газовыми турбинами, мощность которых должна была превышать 395 л. с. Спустя практически десять лет будет создан новый вездеход, оборудованный совершенным мотором. Инженерам удастся сократить расход топлива практически на 40% по сравнению с прототипом.

Источник