Машины со стилизованным Араратом на передке наравне с «Колхидами» были одними из самых ненавистных водителям: древняя конструкция, хромающее качество сборки и комплектующих… Неудивительно, что любое предприятие старалось избавиться от них как можно быстрее, а водители и механики, работавшие на них, чертыхались на весь мир после очередной поломки. Сейчас автомобили из Кутаиси и Еревана практически вымерли, а оставшиеся в живых ЕрАЗы и КАЗы доживают свои дни в качестве автолавок и складов. Так ли они плохи? – задумались однажды новые владельцы древнего 762В – и взялись за работу…
К 15 годам ЕрАЗ-762В 1988 года выпуска уже, что называется, подустал – облезла краска, двигатель и КП доживали последние дни, дыры в кузове уже были пригодны для вентиляции… Потому и был продан новому владельцу – для новой жизни!
Сначала было решено не ремонтировать старый, порядком ушатанный двигатель, а поставить новенький ЗМЗ-402. Вслед за двигателем под замену отправилась КП и редуктор заднего моста – их пришлось взять с РАФа. Потому фургон, гудящий «как Волга» и подъезжающий сзади, может и напугать – ведь слышно же было, что это ГАЗ-24! В заднюю подвеску решили добавить дополнительные листы рессор, дабы машина могла перевозить тяжелые грузы. Этим вызван своеобразный эффект: машина снималась дважды, но оба раза – порожней. Из-за этого создавалась иллюзия перегруженности передней части, а корма прямо-таки казалась задранной. Но уже после съемки в машину сели пассажиры, занесли груз – и все встало на свои места: задняя подвеска «прогнулась» под нагрузкой и линия крыши стала параллельной линии дороги. Помолодевший душой ЕрАЗ стал куда резвее и экономичнее, а не ползет по улице на манер чемодана на колесиках – он уже умеет ездить!
Позаботились о внутренностях, пора и о кузове подумать! Восстановленный ЕрАЗ можно смело звать «Ерафиком» – неискушенный человек в 99% случаев признает его за вымерший РАФ-977ДМ «Латвия» из-за врезанных стекол. Ереванский завод не выпускал микроавтобусы на базе ЕрАЗ-762 (по крайней мере, документально этот факт не подтвержден). Сами же стекла пришлось заказывать: проще встретить на улице Терминатора, чем найти подходящие по размеру стекла от РАФ-977, причем если в пассажирском салоне они не сдвигаются и не опускаются, то в передних дверях удалось установить стеклоподъемники, но ради этого пришлось пожертвовать частью оконного проема. Весьма любопытно восстановлен низ кузова: дверь в салон объединена с наружной панелью боковой юбки, а колесные арки хоть и были переварены, но сохранили первозданную форму.
В ходе производства ЕрАЗы постоянно менялись, причем чаще всего модернизации проходили в целях упрощения и удешевления конструкции. Именно упрощение и удешевление стало причиной ввода гофр на бортах – сначала выпуклых (ЕрАЗ-762Б конца 1970-х), а потом – западающих внутрь, как и на этой машине – ЕрАЗ-762В 1980–1990 гг.
Другой конструкционной проблемой РАФ-977 и ЕрАЗ-762 всегда была слабая вентиляция моторного отсека: машины жутко грелись! Каждый лечил это по-разному: кто-то впихивал дополнительные вентиляторы под капот, кто-то вырезал отверстия в передней панели… А у «Ерафика» вопрос вентиляции решен радикально – почти весь центр передней панели передан ей в угоду. Полностью переделан передок: решетка радиатора, тянувшаяся полосой внизу, скрыта бампером, а сверху появилась самодельная маска, которая и дизайн встряхивает, перенося его из шестидесятых в восьмидесятые, и громадную прорезь маскирует. Конечно, новый дизайн у ЕрАЗа весьма и весьма спорный, но на практике это куда лучше, чем стандартный, настроенный на прохладный прибалтийский климат вариант. Головная оптика взята с ВАЗ-2107 (не изобрели еще ту машину, на которую ее нельзя нацепить!), а громадный лувр, образовавшийся в передке, закрывают несколько решеток от ГАЗ-24. Бампер взяли с ВАЗ-2109, который, оказавшись узким для ЕрАЗа, был… разделен пополам так же, как некогда на исходной машине, а госномер, прикрученный между ними, зрительно их объединяет. А вот стандартный передний бампер переехал назад: экономии ради в Ереване их не ставили. Если не обращать на него внимания, то корма переделкам не подвергалась – даже родные круглые фонарики вместе со всеми гофрами остались на месте.
В сравнении со стандартным ЕрАЗом в переделанной машине для водителя и пассажира организован прямо-таки рай. В кабине сиденья и «низкая» приборная панель от «Лада Спутник», которая не вошла по ширине и разделена пополам самодельной консолью – в ней вместилась простенькая магнитола и блок переключателей. Невиданная для ЕрАЗа роскошь – стеклоподъемники вместо сдвижных окон вместе с дверными замками перекочевали с «Москвича-412». Стекла в дверях (кстати, тоже пришлось заказывать) в отличие от стандартного варианта опускаются целиком. В салоне появилось другое чудо: кабина изнутри обита ковролином (на стандартных ЕрАЗах интерьер представлял комбинацию «листы ДВП + голый металл»). Некогда глухая перегородка между кабиной и салоном обзавелась сдвижным окном: до переделки водителю и экспедитору незачем было общаться с грузом, в вот в микроавтобусе без сдвижного окна не обойтись. Салон экс-фургона полностью самодельный: мягкий потолок, борта, обшитые ДВП с тканевыми вставками, динамики по углам. Там, где еще недавно возили товары народного потребления, появилось пять сидений с туристского «Икаруса» – именно пять, чтобы не переводить машину в категорию D. Между креслами – столик, а сзади оставлено место для багажа – нередко приходится возить очень крупные и тяжелые грузы, которые как-то надо расположить внутри. Изза того, что в салоне теперь ездят люди, пришлось решать вопрос вентиляции салона (вот ведь как: и технике, и людям душно). Хоть окна и прорублены, но открывались только те, что были в дверях. Потому помимо небольшого люка над кабиной водителя, который ставили на заводе, в крыше появился второй люк побольше – прямо над задним свесом.
В сравнении с современными микроавтобусами, фаршированными электроникой как командный пункт ракетных войск, такой микроавтобус, естественно, проиграет. Но с другой стороны, цена вопроса куда ниже, чем у молодняка. А такой машины вполне достаточно для перевозки бригады дорожников в пределах города. Тем более какой фургон может об этом мечтать?
А опыт владельцев этой машины показал: после «обработки напильником» даже, казалось бы, безнадежное армянское чудо можно превратить в оригинальный автомобиль.