Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Созданные советскими инженерами вездеходы специально для космонавтов

На Земле большое количество труднодоступных уголков, куда не может ступить человеческая нога. Самые современные вездеходы и военная техника не способны справиться с вязкой топью болот. Но есть особые транспортные средства, которым были не страшны любые препятствия. Речь идет о шнекоходах, которые использовали в Советском Союзе в исключительных случаях.

Шнекоход Якоба Мората

Американский швейцарец Якоб Морат был первым инженером, который спроектировал и запатентовал удивительную машину, впоследствии получившую название шнекоход. Произошло это событие еще в 1868 году. Конструкция приводилась в движение специальным двигателем, имеющим вид винта, широко применяемого в полевых работах. Эти винты именовались шнеками. Главным их отличием были острые кромки, благодаря чему с легкостью срезали корни растений под землей. Проект Мората так и не был воплощен в жизнь, но он стал основой для создания новых конструкций. Так, в царской России Ф. Дергинт в 1900 году получил патент на «шнековые сани». В течение нескольких лет шнекоходы изготавливались в очень ограниченном количестве.

Fordson «Snow Devil»

В начале 20-х годов прошлого столетия в Соединенных Штатах в серийное производство были запущены первые модели шнекоходов. Они получили прозвище «Снежный дьявол». По сути, агрегат являлся ничем иным, как трактором Fordson, колеса которого заменили на винты-шнеки. В результате вездеход с легкостью преодолевал снежные заносы, был способен передвигаться по грязи и болоту. Одновременно с этим машина была способна перевозить груз весом до одной тонны со скоростью 20 км/ч.

Но все транспортные средства этого типа имели один существенный недостаток – невозможность передвигаться по твердому дорожному покрытию, брусчатке, камню или асфальту.

ЗиЛ-4904

Самый большой шнекоход той эпохи удалось создать советским инженерам. Новинка была представлена миру в 1972 году. Длина машины была равна 8,5 метрам, высота превышала 3 метра. Отличалось транспортное средство и большим весом, он превышал 7 тонн, несмотря на использование легких сплавов.

Разработка демонстрировала удивительную проходимость, но при этом ее скорость оставляла желать лучшего. По снежным сугробам шнекоход мог разгоняться до 10 км/ч, на топи максимальная скорость достигала всего 7,3 км/ч.

Создатели были уверены, что их разработка окажется полезной для многих отраслей производства. Но их надежды оказались напрасны. Практического применения специфической машине не нашлось.

ЗиЛ-2906

Более половины территорий Советского Союза располагается в труднодоступных местах. Отечественные конструкторы понимали важность создания техники, способной передвигаться и перевозить грузы в любых условиях. Не удивительно, что в стране было создано несколько успешных моделей шнекоходов. Такие транспортные средства без труда преодолевают заболоченные участки и не боятся снега. Используя пустотелые винты-шнеки, можно было превратить наземное транспортное средство в амфибию.

Именно это сподвигло конструкторов на создание ЗиЛ-2906. Главной задачей машины был поиск и спасение приземлившихся космонавтов. Если космический препарат приземлялся в недоступном для колесного вездехода месте, прибегали к помощи шнекохода, способного преодолеть любую трясину.

Источник