Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Технические жидкости в автомобиле и как регулярно их надо менять

Покупатели автомобилей становятся мудрей день ото дня и все чаще учитывают долгосрочные затраты на свои новые автомобили. Раньше такого не было.

 

По этой причине многие автопроизводители начали отказываться от ремня ГРМ в двигателях. Причина? Ремень ГРМ-это дешевая деталь, требующая замены с заданным интервалом времени. Хотя сама материальная часть не стоит больших денег, стоимость ее замены обходится недешево, и каждые 60- 120 тыс. км, в зависимости от модели автомобиля, автовладельцам приходится раскошеливаться на дополнительные работы по ТО.

В результате среди покупателей появилась тенденция на отказ от автомобилей с ременным приводом ГРМ и все большее количество автомобилистов предпочитают приобретать двигатели с цепью. Автопроизводители понимают эту статистику и в свою очередь идут на встречу клиентам, разрабатывая новые двигатели с необслуживаемой цепью привода газораспределительного механизма.

Предложенная покупателям доктрина на снижение текущих эксплуатационных расходов помогает продавать автомобили. Это одна из нескольких причин, почему все большее количество моделей в наши дни используют технические жидкости, рассчитанные на весь срок службы, которые, по идее, не должны меняться в течении всего срока работы транспортного средства. Если вы один из тех покупателей, которые учитывают расходы на техническое обслуживание и этот фактор является одним из основных в вашем решении о покупке, вариант использования «пожизненных жидкостей» может сыграть на руку в выборе автомобиля и сэкономить десятки тысяч рублей. Но только до конца гарантии на автомобиль

Некоторые автопроизводители проводят широкомасштабные PR компании по продвижению идеи в массы, утверждая, что определенные фирмы по производству масел и тех. жидкостей (естественно те, с кем подписан контракт у того или иного автобренда) потратили годы на улучшение свойств своей защитной продукции, и что мол теперь, химсостав дошел до таких высот, которые гарантируют высочайшее качество товара и его феноменальное долголетие. Более того, масла постоянно улучшаются и выполняют возложенные на них задачи все лучше и лучше.

В связи с этим автопроизводители могут менять периодичность планового ТО в сторону увеличения или вовсе заливать жидкости на весь срок службы. Взять то же трансмиссионное масло в коробке переключения передач. Даже на некоторых ручных КПП уже нет сливной горловины. Мол, автовладелец может не заморачиваться по поводу работы своей коробки передач. Но так ли это на самом деле?

В реальности, не факт, что качества технических жидкостей не изменятся с течением времени в ходе эксплуатации. Ухудшение свойств смазок, использующихся в автомобиле не линейное и может широко варьироваться из-за множества факторов. Таким образом, они не то что до конца жизненного цикла автомобиля не способны дожить, но и полностью прекращают защищать элементы автомобиля после 100, максимум 200 тыс. км.

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

 

Даже эти пресловутые сверхвыносливые жижи, что льют на заводе могут потребовать замены, в том случае, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях. Под данным термином «эксплуатируется в тяжелых условиях» можно понимать частую езду по пыльным и грунтовым дорогам, в городском потоке от светофора к светофору, (губительную роль в котором играют пробки в час пик), буксировку и перевозку тяжелых грузов для данного типа автомобиля и двигателя или езду в сильные морозы.

Вышесказанное означает, что большинство водителей должны следовать строгому графику обслуживания ввиду структурных изменений в составе автомобильных жидкостей. Причем в данном случае речь идет именно о «незаменяемых» жидкостях, на которые распространяется пожизненная гарантия на срок эксплуатации автомобиля.

Тезисно, можно сказать так: Незаменяемых жидкостей в автомобиле не бывает и за их состоянием нужно следить также как за состоянием моторного масла, охлаждающей или тормозной жидкости. Отличия могут проявляться лишь в сроках замены, какие-то масла от определенных брендов работают дольше не теряя своих свойств, какие-то меньше.

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

 

Например, задний дифференциал кроссовера Mazda CX-5 не требует замены рабочей жидкости в том случае, если:

  1. он не был погружен в воду
  2. если транспортное средство использовалось для буксировки прицепа в песчаных, пыльных или очень влажных условиях (вероятно речь идет о долгом использовании автомобиля в тропиках)
  3. поездки на короткие расстояния также пагубно влияют на состояние жидкости

Иными словами, если у вас CX-5 и вы используете автомобиль не в экстремальных условиях, в основном во время длительных поездок по обычным дорогам, жидкость в заднем дифференциале в 85-90% случаев не потребует замены вообще. Ну а если вы любитель природы или у вас есть строящаяся дача, на которую постоянно приходится отвозить стройматериалы, да еще по пыльной разбитой дороге или до работы ехать 10 километров, состояние рабочей жидкости придется периодически отслеживать.

В других марках и даже отдельных моделях автомобилей дела обстоят точно также, в каких-то узлах машин необходимо менять жидкости, в других нет. Также это может зависеть от поколения авто.

Масло «на весь срок службы» в редукторах заднего моста

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Например, в редукторе заднего моста в старенькой BMW E36 по регламенту замену трансмиссионного масла необходимо проводить через каждые 60 тыс. км. Соответственно, в те времена эксплуатационным процессом была предусмотрена замена масла. Имелись сливные и заливные горловины, достаточно было получить доступ к смотровой яме и можно менять классическим способом, открутив сливную пробку сливаем отработку, в заливное отверстие льем новую трансмиссионку, не забыв при этом поставить заглушку на сливное отверстие.

Пятнадцать лет спустя после начала выпуска 36-й серии появилась новая модель E90. У нее трансмиссионное масло залито на весь срок службы. То есть гипотетически его менять ненужно. И опять же теоретически, в редуктор заднего моста должна быть залита более технологичная, выносливая жидкость нового поколения. Это не так!

Интересно, что согласно документам, масло в задний редуктор, производителем лилось, что в E36 20-летней давности, что в E90 2005 года одно и тоже, Castrol SAF X-0. То есть изменений в его составе за это время внесено не было, поэтому о каком-либо увеличении износостойкости узла говорить не приходится. Просто, если он выходит из строя, производителю гораздо выгодней чтоб автовладелец купил у него редуктор в сборе, а не пытался реанимировать старую запчасть. Зачем заморачиваться?

Как заменить масло в редукторе, если отверстие там лишь одно, заливное? Стандартная схема замены- при помощи шприца, которым откачивается старая трансмиссионная жидкость, затем заливается свежая.

Вообще, понятие «на весь срок службы», конечно звучит классно, но ситуации как мы уже выяснили бывают разные. Например, вы приобрели автомобиль с рук, как ездили на этом автомобиле и где он эксплуатировался, неизвестно. В таких случаях при пробегах за 100 тыс. км бывалые механики советуют произвести замену технической жидкости. И еще, не стоит забывать и том, что автопроизводителем устанавливается общий эксплуатационный срок службы машины в среднем в объеме 7 лет, после которого автомобиль желательно утилизировать. А это означает. Что большинство незаменяемых жидкостей придут в негодность и их желательно будет заменить, если вы хотите эксплуатировать автомобиль дальше.

 

Пожизненная жидкость ATF в АКПП

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Спец. жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid или жидкость для автоматических трансмиссий) для автоматических коробок передач. Используется в основном на автоматических трансмиссиях с гидротрансформаторами, редко встречается на других типах автоматической трансмиссии- роботизированных КПП, вариаторах. В ходе работы АКПП жидкость претерпевает высокие температурные нагрузки и давление, то есть работает в экстремальных условиях. Поэтому ее качество должно быть очень высоким.

И здесь ее замена и незаменяемость варьируется от производителя автомобиля к производителю. Например, на автомобилях Mercedes-Benz до сих пор используется логичная схема, зарекомендовавшая себя с самого начала производства транспортных средств. Жидкость должна заменяться в ходе эксплуатации автомобиля. Причем это делается не в определенном интервале пробега, а в зависимости от состояния свойств жидкости за которым следят датчики, а информацию обрабатывает компьютер.

На ТО подключается дополнительное оборудование, которое более детально проводит диагностику АКПП и состояния масла, после чего выносится вердикт о необходимости замены технической жидкости. Интересно, что в зависимости от стиля вождения и множества других факторов (о них мы писали выше), замена может произойти как на 20 тыс., так и на 100 тыс. км.

А вот у конкурента Mercedes, BMW, подход диаметрально противоположенный, замена ATF жидкости не предусмотрена производителем, она заливается на заводе и ездит с автомобилем до его утилизации. При идеальном сценарии.

В обычной неидеальной жизни, автовладельцам нередко приходится заезжать на обслуживание КПП в гараж или к официалам. Где можно поменять жидкость на новую. Забавно что даже официальные дилеры не дают гарантию на правильную работу КПП после подобной процедуры. *

Не будем забывать и о том, что в ходе эксплуатации большинства узлов автомобиля с трущимися и вращающимися частями, тем более таких высоконагруженных как коробка и редукторы, неминуемо появление металлических частиц, продуктов износа в ходе работы агрегатов (подшипникиов, зубьев шестерен, фрикционов). Продукты износа циркулируют по каналам и отлавливаются фильтрующими элементами. Но! Когда их станет слишком много, какой эффект получится в таком случае? Ничего положительного точно не произойдет. Мелкая металлическая взвесь легко убираются после замены жидкости. Однако в бессрочных маслах и жидкостях требуемой очистки не будет происходить.

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Уточним по поводу сроков утилизации авто. Интересно, что по данным известных российских автомобильных изданий, срок службы машины измеряется производителями из расчета 30 тыс. км пробега в год, с эксплуатацией в течении 3- 7 лет. То есть пробег после которого автомобиль желательно отправить в утиль- будет равен 100- 200 тыс. км. А это значит, что? Правильно, проблемы почти гарантированно начнутся после истечения срока гарантии по пробегу. Вот такой каламбур.

Только что мы немного обсудили самые важные части современных автомобилей где используется «пожизненно залитая жидкость». Но не только в мосты и КПП автопроизводители заливают необслуживаемое масло. С каждым годом ситуация становится все более странной.

Складывается ощущение, что автобренды специально путают людей чтобы жизнь медом, не казалась. Есть еще такие категории технических жидкостей, которые не называются «на весь срок службы», но при этом в определенных моделях они заменяются гораздо реже чем в большинстве других автомобилей.

 

Охлаждающая жидкость

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Тут все совсем запущено. Некоторые производители, также Mazda со своей моделью CX-5, может проехать 10 лет на заводской заправке антифризом или почти 200 тыс. км! Это очень много, ведь другие автопроизводители до сих пор рекомендуют заново заливать антифриз раз в 40- 50 тыс. км. Более того, по максимальным срокам использования антифриза также происходит форменная чехарда. Кто-то из автопроизводителей говорит менять антифриз раз в два года, другие раз в пять или шесть лет… Путаница, да и только.

Единственный совет, который можем дать, читайте внимательно мануал и если написано три года, и замена, меняйте! Но на тот тип охлаждайки, которая рекомендована производителем.

Тормозная жидкость

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Хоть «тормозуху» еще не сделали долгоиграющей. Единственное что здесь нужно знать, в зависимости от класса тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, регламент замены будет отличаться, но не сильно. Стандартно заменяется после 2 лет или раз в 40- 60 тыс. км. Пробега.

Жидкость гидроусилителя рулевого управления

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

В ГУР трансмиссионная жидкость также должна меняться. Но и здесь некоторые автопроизводители поступают хитро, просто не выставляя регламентных сроков проведения замены жидкости. Наверное, это также следует интерпретировать как попытку сделать из жидкости ГУР «пожизненную версию». На самом деле не стоит вестись на эти сказки. Лучше проверяйте на ТО состояние жидкости в бачке гидроусилителя и при необходимости, заменяйте ее. 50- 100 км. Пробега, стандартные цифры залива новой жидкости.

Масло в двигателе

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Здесь все просто, оно безусловно меняется и частота его замены прописано в тех. паспорте автомобиля. О замене масла двигателя мы писали множество материалов:

Редкая замена масла в двигателе: Есть ли вред

Почему дорогое моторное масло — это выброшенные деньги

Менять ли часто масло в двигателе?

Как грамотно выбирать моторное масло для вашего автомобиля

Как поменять масло в автомобиле?

 

Можно ли не менять масло в коробке, антифриз, тормозную и другие жидкости?

Вывод: по моему личному мнению, стремление автопроизводителей к тому чтобы заливать тех. жидкости на весь срок службы автомобиля связано в большей степени с меркантильными интересами. Безусловно прогресс не стоит на месте и качество современных масел и других технических жидкостей в значительной степени возросло. Однако, оно далеко от идеала, да и никто не отменял естественных химических процессов, со временем разлагающих сложные элементы на более простые, этот процесс серьезно снижает качество жидкостей.

Вот и получается, что даже если узлы и агрегаты не ломаются на 100 тыс. км пробега, а проезжают, скажем, в два- три раза больше, качество их работы заметно снижается, особенно это хорошо видно на примере с АКПП и автомобиль перестает ехать так как он мог бы, получи автовладелец возможность заменять тех. жидкости.

С необслуживаемыми коробками и дифференциалами владелец нового авто получает более дешевый гарантийный период, а вот что случается потом…, впрочем, о всех злоключениях горе владельцев достаточно свежих, но уже убитых автомобилей пестрят форумы не только в России, но и за рубежом.

А огромные автоконгламераты потирают ручонки, ведь за их запчастями побегут попавшие в беду люди, которые не смогли починить коробку или задний мост…

И если вы хотите, чтоб ваш автомобиль ходил долго, забудьте о незаменяемых маслах и других жидкостях, их лучше реально заменять, если это технически возможно. Так вы убережете себя от больших и дорогих поломок в будущем.

Источник