Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Тягач Toyota Fuel Cell

Денис Орлов
Фото TMNA, POLA.

Крупнейший в мире производитель легковых автомобилей отчитался об успешных испытаниях тягачей 8-го класса грузоподъёмности с силовой установкой на основе водородных топливных элементов. Оба образца, Alpha и Beta, построены на основе тягача Kenworth T680. Однако вместо эмблем Kenworth на капоте красуется химический знак водорода и табличка с надписью Toyota Fuel Cell.

Этим необычным проектом, получившим название Project Portal, отдел исследований и разработок Toyota Motor Engineering & Mfg North America Inc. занимается с 2015 года. Первый грузовик Alpha был построен в конце 2016 года в Детройтском технологическом центре всемирно известной инжиниринговой фирмы Ricardo. Первые результаты Toyota опубликовала только в апреле 2017-го, после того, как автопоезд успешно прошёл испытания на полигоне компании в пустыне Аризоны. Затем Alpha прошла почти 14 000 км в условиях опытной эксплуатации в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бича, перевозя грузы из терминалов Toyota до складов в Лос-Анджелесе, Оранже, Риверсайде и Сан-Бернардино.

Место, обычно отводимое в американских траках под комнату отдыха, в тягаче на топливных элементах заполнено углепластиковыми баллонами со сжатым водородом

Место, обычно отводимое в американских траках под комнату отдыха, в тягаче на топливных элементах заполнено углепластиковыми баллонами со сжатым водородом

Чадящий портовый транспорт

Собственно, именно поэтому проект и получил название Portal – «Портальный», «Портовый»… В Калифорнии тяжёлые грузовики обеспечивают треть вредных выбросов в атмосферу (что составляет примерно 7% всех выбросов на планете). Портовый транспорт, работающий на коротких плечах, с частыми разгонами и торможениями, длительным использованием низших передач, чадит сильнее других. По данным управления портов Нью-Йорка и Нью-Джерси, терминальные тягачи выбрасывают 39% окиси углерода, 25% оксидов азота, 12% сажи от общего объёма эмиссии грузового транспорта. При этом в обозримом будущем объём внутрипортовых перевозок и парк заметно вырастут. Компания Toyota озвучила такие цифры: к 2030 году в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бича (а это крупнейший портовый комплекс в США) число грузовиков удвоится до 32 000 единиц. Актуальность мер по охране окружающей среды становится очевидной.

Автопоезд с тягачом Alpha на испытательных дорожках полигона TAPG в штате Аризона, в 120 км северо-западнее Феникса

Автопоезд с тягачом Alpha на испытательных дорожках полигона TAPG в штате Аризона, в 120 км северо-западнее Феникса
Исполнительный вице-президент Toyota Motor North America Роберт Картер анонсирует проект Project Portal в порту Лос-Анджелеса 19 апреля 2017 года

Исполнительный вице-президент Toyota Motor North America Роберт Картер анонсирует проект Project Portal в порту Лос-Анджелеса 19 апреля 2017 года

Даже наиболее совершенные из дизелей не в состоянии обеспечить настолько чистый выхлоп, насколько этого требуют природоохранные законы Калифорнии – самые строгие в мире. В то же время, например, исследования, проведённые в 2016 бюро Gladstein Neandross & Associates, показали, что выбросы NOx у тяжёлых грузовиков, работающих на газе, соответствуют уровню электрических грузовых автомобилей с питанием от аккумуляторов (учитывалась нагрузка на внешнюю среду от всей цепочки, начиная от выработки электроэнергии). Более того, электротранспорт даже превышает сертификационные требования по выбросу оксидов азота в 0,02 г/л.с.·ч, установленные Калифорнийским советом по воздушным ресурсам (CARB).

Так выглядит подкапотное пространство Project Portal Beta

Так выглядит подкапотное пространство Project Portal Beta

Бесрецедентная щедрость ради экологии

Американская Toyota предлагает заменить дизели водород-воздушными электрохимическими генераторами (топливными элементами). В опытных грузовиках Alpha и Beta установлены по паре таких генераторов от серийного седана Toyota Mirai. Только вместо 4,5 кг сжатого водорода на борту Alpha запас в 40 кг, а на борту Beta – уже 60 кг в шести баллонах. Этого хватит на 483 км пробега. Генераторы вырабатывают 12кВт·ч электроэнергии, накапливаемой в литий-ионных аккумуляторах Toshiba. Мощность тягового электродвигателя тягача Beta – 670 л.с., максимальный крутящий момент 1799 Н·м. Как и у других электромобилей, максимальная тяга развивается с самого начала, что обеспечивает автопоезду грузоподъёмностью 16 т и полной массой 36 т впечатляющую динамику – до 90 км/ч он разгоняется за 10 с.

Всего в портах США перевозками сегодня занимаются 43 000 грузовиков. Власти штатов озабочены их высокими выбросами в атмосферу и принимают различные программы по ограничению токсичности выхлопа
Всего в портах США перевозками сегодня занимаются 43 000 грузовиков. Власти штатов озабочены их высокими выбросами в атмосферу и принимают различные программы по ограничению токсичности выхлопа

Project Portal привёл к тому, что Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (CARB) в сентябре 2018 года выделил порту Лос-Анджелеса (POLA) субсидию в $41 миллиона на развитие экологически чистой перевалки грузов. Общая же сумма инвестиций на начальной стадии составила $82 568 872 (половина – деньги партнёров).

Вместо дизеля под капотом – электрохимический генератор, получающий электроэнергию в протон-обменных водород-воздушных мембранах («топливных элементах»)

Вместо дизеля под капотом – электрохимический генератор, получающий электроэнергию в протон-обменных водород-воздушных мембранах («топливных элементах»)
Старший исполнительный инженер отдела Advanced Fuel Cell центра разработок Toyota Motor North America Такехито Ёку

Старший исполнительный инженер отдела Advanced Fuel Cell центра разработок Toyota Motor North America Такехито Ёку

В лучших традициях Toyota под подобные программы подводится определённая философия. В данном случае она заключена в шести задачах по сокращению воздействия на природу, которые намечено выполнить к 2050 году. Причём далеко не все задачи конкретны. Так, одна из них сформулирована, как «создание общества, живущего в гармонии с природой». Подчас трудно понять логику японцев. Хотя результаты говорят сами за себя. У компании Toyota накоплен более чем 20-летний опыт в области автомобилей на топливных элементах. Она единственная, выпускающая такой автомобиль серийно (седан Mirai). Впрочем, представляя результаты Project Portal, главный конструктор проекта, старший инженер научно-исследовательского центра Toyota Motor North America Такехито Ёку подводил к мысли, что силовые установки на основе электрохимических генераторов в большей степени оправдывают себя на крупногабаритной технике – доставочных фургонах, автобусах, магистральных грузовиках. Кроме того, старший инженер привёл данные исследований KPMG Automotive institute, согласно которым сегодня сместились и приоритеты автомобильных компаний: если раньше упор делался на завоевание развивающихся рынков, то теперь в фокусе интереса именно топливные элементы.

Водородный тренд

Компания Toyota не единственная занимается в США разработками и созданием грузовых автомобилей на топливных элементах. Больших результатов добилась фирма US Hybrid, работающая с заводом Kenworth, а также имеющая соглашение в этой области с китайской Dongfeng. Компания Nikola Motor разрабатывает целую систему, включающую в себя как грузовик 8 класса, так и целую сеть водородных станций. Построено уже два образца и получено более 1000 предзаказов на такие машины. Крупный перевозчик Anheuser-Busch заявил о намерении заказать 800 тягачей Nikola в рамках «озеленения» своего парка. Японская Hino Motors (принадлежащая корпорации Toyota) готовится выпускать водородный грузовик 8 класса для североамериканского рынка на заводе, возводимом в штате Западная Вирджиния. Кроме того, на следующий год известный почтовый сервис UPS запустит опытную эксплуатацию 17 грузовиков-фургонов 6 класса (полной массой 8850 – 11790 кг) на топливных элементах. Предвидя рост потребления водорода, власти Калифорнии обязали не менее 33% газа производить из возобновляемых источников. И в этом Toyota намерена оставаться в лидерах, анонсировав создание в 2020 году в портовой зоне Лонг-Бич станции Tri-Gen по генерации 1200 кг водорода в сутки. Это первая в мире станция такого рода, она будет также генерировать электроэнергию и давать техническую воду. Сырьём для этой станции послужат отходы сельского хозяйства.

Интерьер почти полностью от Kenworth T680

Интерьер почти полностью от Kenworth T680
Только на приборной панели появился аварийный выключатель массы

Только на приборной панели появился аварийный выключатель массы.

Токио. Калифорния. Далее – везде

На пути дальнейшей «декарбонизации» общества компания Toyota передаёт водород-воздушные электрохимические генераторы, баллоны для хранения водорода и другие составные части известному португальскому автобусному заводу Caetanobus SA. Ранее Toyota уже получила в Японии одобрение типа транспортного средства на первый автобус на топливных элементах Sora и рассчитывает во время Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 года в Токио выпустить на маршруты 100 таких автобусов. А первый автобус Caetanobus на топливных элементах выйдет на улицы Лиссабона осенью 2019 года.

Источник  http://www.gruzovikpress.ru/

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *