Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Турецкие автобусы марки MAN

Петр Грибачев.

Вообще-то туркоманы (так называют определенные тюркские народы) в самой Турции не живут. Но это слово отлично подходит автобусам MAN и Neoplan турецкого производства: я посетил завод в Анкаре, где их делают, и побывал в роли пассажира.

В Турции неспокойно. На улицах полно полицейских, а на пересадке в Стамбуле у меня изъяли рулетку, которая облетела в рюкзаке полмира. На входе в гостиницы и супермаркеты — вооруженная охрана, металлодетекторы и сканеры, въезд на территорию мановского завода охраняют автоматчики…

На улицах Анкары много городских МАНов разных поколений

На улицах Анкары много городских МАНов разных поколений

На улицах Анкары много городских МАНов разных поколений

Вcе двигатели — «родные», марки MAN

Вcе двигатели — «родные», марки MAN

Изготовление автобуса — процесс небыстрый и с большой долей ручного труда

Изготовление автобуса — процесс небыстрый и с большой долей ручного труда

Тут примерно 2300 рабочих, однако выпускают они всего 16 автобусов в день: доля ручного труда высока, а производственный процесс — долгий и трудоемкий. Сначала из профилей (их завозят из Европы) варят каркас, потом обшивают его стальными листами турецкого производства, «купают» в катафорезных ваннах, окрашивают и отправляют на линию финальной сборки. Весь процесс занимает пару недель: не сравнить со сборкой грузовиков!

Кузов в ожидании покраски

Кузов в ожидании покраски

Готовый кузов окунают в 12 ванн с разными растворами

Готовый кузов окунают в 12 ванн с разными растворами

Теперь — о самих автобусах. Каковы они с точки зрения водителя, рассказывал Федор Лапшин в прошлогодних «Заметках бусфарера», а ощущения пассажира таковы.

На открытых площадках — автобусы разной степени готовности

На открытых площадках — автобусы разной степени готовности

Автобусы разных классов на сборочной линии идут вперемешку

Автобусы разных классов на сборочной линии идут вперемешку

Автобусы разных классов на сборочной линии идут вперемешку

Таким агрегатом рабочие перекатывают автобусы между постами

Таким агрегатом рабочие перекатывают автобусы между постами

Из аэропорта меня с другими журналистами вез Neoplan Cityliner: такой, только с кожаными креслами и ярко раскрашенный, прошлой осенью получила российская сборная по футболу, а наш белый лайнер оказался в довольно простой комплектации — с тканевой обивкой сидений и полом «под ламинат». Сидеть здесь удобно, на багажные полки поместились даже объемные вещи, а вот уровень шума мог быть и поменьше: мановский двигатель отлично слышно даже в середине салона, а климат-контроль гудит, как пылесос. И еще: поскольку из-за эффектно скошенной передней части кузова зеркала висят очень низко, я неслабо приложился головой об одно из них, обходя автобус. Не хватало еще таких «непроизводственных травм» у наших футболистов!

Neoplan Cityliner

Садясь в ярко-зеленый двухэтажник Neoplan Skyliner, я вновь умудрился стукнуться головой — на этот раз о низкий потолок второго этажа. Но как же здесь уютно: двигателя сверху не слышно, а обзор просто панорамный — так бы ехал и ехал, покачиваясь на мягкой подвеске.

Судя по окраске, этот двухэтажный Neoplan Skyliner предназначен для европейского перевозчика FixBus

Судя по окраске, этот двухэтажный Neoplan Skyliner предназначен для европейского перевозчика FixBus

Судя по окраске, этот двухэтажный Neoplan Skyliner предназначен для европейского перевозчика FixBus

Если Neoplan — это нечто вроде Audi среди автобусов, то MAN — аналог марки Volkswagen, и тут для нас актуален MAN Lion’s Coach. У нас его уже брали небольшими партиями (к примеру, четыре единицы приобрел хоккейный клуб Динамо), а недавно столичный Мосгортранс заказал сразу 143 лайнера.

Лайнеры MAN Lion’s Coach вскоре появятся в Москве в раскраске Мосгортранса

Но ведь закупки иномарок для муниципальных перевозок в России под запретом! Именно так — по постановлению Правительства РФ №656 от июля 2014 года. Однако у Мосгортранса существует филиал, который организует заказные перевозки на туристических автобусах: там уже довольно давно эксплуатируют лайнеры Setra, а теперь к ним присоединятся и МАНы. Судя по информации на сайте госзакупок, контракт должен быть выполнен до середины нынешнего апреля, а его общая сумма — 3 769 266 889 рублей и 96 копеек; значит, каждый экземпляр обошелся Москве примерно в 26,4 млн рублей.

Эргономика места водителя на высоте

Ощущения от поездки на таком автобусе, собранном совсем недавно, остались двоякие: с одной стороны, сидеть тут так же удобно, как и в Неопланах, но стоило тронуться с места, как в нос ударил запах нового пластика, подогретого на солнце, и включение вентиляции (здесь она тоже гудит неслабо) лишь усугубило «химическую атаку». Не ожидал такого от лайнера европейской марки!

На российский рынок также поставляется пригородный автобус MAN Lion`s Intercity

На российский рынок также поставляется пригородный автобус MAN Lion`s Intercity

На российский рынок также поставляется пригородный автобус MAN Lion`s Intercity

На российский рынок также поставляется пригородный автобус MAN Lion`s Intercity

Рынок новых автобусов* в России

* Полной массой более 8 т

Так что экскурсантов, гостей различных мероприятий и т.д. в столице скоро станут возить новые ­«туркоМАНы» — кстати, час аренды аналогичного лайнера Setra стоит 3200—3350 рублей в зависимости от модификации, а минимальное время заказа — шесть часов. Если перевозки на МАНах будут стоить столько же, то за три—четыре года автобусы себя окупят. А там, глядишь, и ситуация на рынке изменится.   

Mission News Theme от Compete Themes.