Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

УАЗ «Буханка» и её подвиги

На «Буханке» через экватор и другие достижения УАЗа.

Юрий Урюков
Два года назад к 75-летнему юбилею Ульяновского автозавода мы вспоминали экзотические места планеты, где наследили вездеходы УАЗ. И вот взят новый рубеж: «Буханка» первой из отечественных машин дважды пересекла экватор

Это случилось 30 октября 2018 года: красно-белый УАЗ-2206 с экипажем в составе путешественника Александра Морозова (известного под псевдонимом «Саша Холодный»), штурмана Николая Баландинского и оператора Рустема Казанбаева переехал в Северное полушарие, преодолев экватор в бразильском городе Манаус. Причем в Южное полушарие «Буханка» попала в центральноафриканском государстве Габон, добравшись туда из Москвы своим ходом.

Пробег стартовал в мае 2017 года, отправился в него почти стандартный автомобиль с 2,7-литровым мотором (112 л.с.) и пятиступенчатой механикой. Подготовка к дальним странствиям свелась к установке газобаллонного оборудования, внедорожных покрышек, блокировки заднего дифференциала, кондиционера, навигационного оборудования и замене передних кресел. На данный момент УАЗ-2206 посетил 53 страны, преодолев 65 000 км. И это не предел — дальше «Буханка» собирается покорить Панаму, Мексику, Соединенные Штаты и Канаду. А пока она в пути, предлагаем вспомнить былые «географические» достижения УАЗа. Ведь география путешествий ульяновских вездеходов — своего рода гид по экстремальным местам планеты.

Началось все с… авиационных снарядов! Первые трехтонки ЗИС-5В эвакуированный из столицы в Ульяновск автомобильный завод собрал в мае 1942 года. И понеслось. С тех пор УАЗ выпустил около 5 миллионов машин более 250 модификаций, которые разошлись по 130 странам мира!

1956 год. Индонезия

Первая экспортная поставка ГАЗ-69 чуть не обернулась скандалом. Не успели машины толком пощупать дороги Индонезии, как шины превратились в решето. Местным термитам пришлись по вкусу покрышки на основе натурального каучука! Контракт срывать нельзя — инженеры в срочном порядке внедрили искусственный заменитель. УАЗ в беде оказался не одинок. С подобной проблемой в тропиках столкнулись в то время едва ли не все автопроизводители.

1962-1964 годы. Памир

К производству готовился УАЗ-469. Заводчане гоняли прототипы в хвост и гриву, за несколько этапов намотав свыше 55 тысяч километров по самым сложным дорогам Советского Союза.

1964 год. Коми

В Ульяновске начали работу над снегоходом для труднодоступных районов в 1960 году. На «головастик» УАЗ-451С вместо передних колес устанавливались лыжи, а на заднюю ось монтировались резино-металлические гусеницы. Силами двух человек переделка грузовичка в снежный вездеход занимала один час.

Первый опытный образец вышел на испытания в 1963 году, а следующей зимой уже два прототипа отправились в республику Коми. В 1965-м УАЗ-451С совершили пробег по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай — Уральск — Ульяновск. Испытатели отмечали, что в Сибири и Казахстане для снегохода не нашлось непроходимых снежных преград.

При дорожном просвете 40 см и грузоподъемности до 800 кг УАЗ-451С разгонялся по целине до 15-20 км/ч, а по санно-тракторным дорогам — до 40-45 км/ч. Но в серию снегоход не пошел.

1973 год. Магадан

Едва УАЗ-469 встал на конвейер, как его взяли в оборот столичные журналисты. Весной 1973 года два ульяновских внедорожника отправились из Москвы в Магадан. В то время столь протяженный пробег по распутице и тотальному бездорожью был сродни подвигу. И, тем не менее, машины доехали до конечной точки и вернулись назад своим ходом, преодолев за раз 40 тысяч километров. 4,5 месяца «козлики» и пресс-экипажи находились в пути.

1974 год. Эльбрус

4200 метров. Советские вездеходы первыми поднялись на такую высоту по склону Эльбруса. Причем три УАЗ-469Б специально не готовили. На них не было лебедок, цепей противоскольжения и прочего нестандартного оборудования.

Восхождение стартовало от поселка Терскол на отметке 2150 м — дальше начиналось снежно-ледовое бездорожье. Ульяновцы планировали подготовиться тщательнее, но внезапно с просьбой о помощи обратились горноспасатели. На высоте застряли люди, надо экстренно доставить наверх специнвентарь. И машины выехали в срочном порядке, без предварительных тренировок.

«Слева — отвесный обрыв глубиной более километра, справа — как стена встали скалы, проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки… Разреженный воздух отнял у двигателей 20-30 л. с., шины из последних сил вгрызаются в каменную осыпь и периодически начинают буксовать, колеса по левому борту вот-вот сорвутся вниз. Но вдруг горы как будто расступились, и перед нами встало обледенелое заснеженное плато… Весь путь занял около 38 минут. Спасатели с нашей помощью смогли добраться до терпящих бедствие альпинистов очень быстро. Все люди были спасены», — вспоминал о восхождении один из участников Владимир Харужа.

1975 год. Сахара

Экспедицию организовали итальянцы. Идею подкинул президент римского клуба «Фуористрада» Джорджио Певерини, а за реализацию взялись братья Марторелли — фанаты УАЗов и фактически главные дистрибьюторы ульяновских внедорожников в Италии.

В пробег через Сахару отправились три УАЗ-469Б, один дизельный «козлик» (Марторелли ставили моторы VM или Peugeot) и мотоцикл «Днепр». Автомобили подготовили к опасному маршруту, нагрузили экспедиционным скарбом, но единственной несерийной деталью стал дополнительный бензонасос.

1976 год. Якутия

УАЗ-452АС — так назвали экспериментальную «буханку» для районов Крайнего Севера. В течение полутора месяцев машину испытывали наравне с серийной «скорой помощью» в Якутии, где морозы в то время доходили до минус 50 градусов.

Основные отличия прототипа заключались в усиленной термоизоляции, двойных стеклах, дополнительных отопителях, автономной «печке» и спецоборудовании для экстренной медицинской помощи. Его, кстати, не раз пришлось пустить в дело. За те 12 000 км, что «буханки» намотали по зимним дорогам и целине, они неоднократно приходили на выручку терпящим бедствие.

Однажды водитель-испытатель Юрий Рукин умудрился пробиться в якутское селение к роженице. Девочка появилась на свет прямо в машине (в изолированном отсеке держалась температура 30 градусов тепла), а назвали ее Ульяной в честь родного города УАЗа. «Буханки» до сих пор популярны в Якутии, отчего этот край часто называют Уазляндией.

1977 год. Каракумы

Где испытать модернизированный двигатель? Ульяновцы отправились в пустыню Каракумы. Разумеется, своим ходом, запланировав маршрут в 10 тысяч километров по маршруту Москва — Горький — Ташкент — Каракумы — Баку — Тбилиси — Ростов-на-Дону — Харьков — Москва.

Помимо моторных обновлений, участвовавшие в пробеге УАЗы отличались опытной светотехникой, улучшенными тормозами, более удобными сиденьями. Инженеры сознательно выбирали дороги посложнее. Помимо собственно пустыни, заглянули на плато Устюрт и Памир.

1982 год. Италия

Братья Марторелли — те самые, что штурмовали на УАЗах Сахару, любили не только экспедиции, но и автоспорт. Гонялись, само собой, на ульяновских машинах. А накопленный опыт использовали для доработки советских внедорожников. В 1982, 1984 и 1992 годах на УАЗах выигрывали чемпионат Италии.

2015 год. Анды

Серийный УАЗ Патриот (из доработок — только «зубастые» покрышки) с бензиновым двигателем ЗМЗ выехал на знаменитый ралли-рейд «Дакар» в качестве машины сопровождения. 14 тысяч километров прошел внедорожник через горы и пустыни, выдержав перевалы через Анды на высоте 5 000 метров и 50-градусную жару.

2015 год. Колумбия

26 декабря 2015 года с почты колумбийского городка Пасто ушло письмо в адрес Ульяновского автозавода. Некто Иван Понсе Мена восхищался простотой и неприхотливостью УАЗ-469Б, который вот уже четверть века возит его семью по горной местности. Кстати, первые УАЗы появились в Колумбии в порядке бартера с СССР за… бананы!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *