Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Уникальный ЗиЛ превратили в супер-эвакуатор

Максим Чернявский.

Встретить этот грузовик на дороге – большая удача! Внешне, впрочем, он не сильно привлекает внимание – просто внедорожный ЗиЛ привычной капотной компоновки. Разве что бросается в глаза необычное размещение осей — равномерное по длине базы. Между тем, это упрощенный наследник знаменитой «Синей птицы» – комплекса для поиска и эвакуации космонавтов, о которой мы в свое время рассказывали отдельно.

Знаменитая «Синяя птица»-4906 и серийный ЗиЛ-4972 с двумя парами управляемых колес

Знаменитая «Синяя птица»-4906 и серийный ЗиЛ-4972 с двумя парами управляемых колес

Знаменитая «Синяя птица»-4906 и серийный ЗиЛ-4972 с двумя парами управляемых колес

Знаменитая «Синяя птица»-4906 и серийный ЗиЛ-4972 с двумя парами управляемых колес

История модели ЗиЛ-4972 начинается в 1990 году, когда на завод обратились чиновники Министерства гражданской авиации. Им потребовался неплавающий аналог знаменитого вездехода, менее дорогой и штучный. Проектом также заинтересовались энергетики – им такие машины были нужны для работы в глухих углах Сибири и Дальнего Востока. Позднее интерес к проекту проявило и МЧС.

Имея богатый опыт разработки различных вездеходов, специальное конструкторское бюро ЗиЛа к осени 1991 года представило техдокументацию и опытный образец. А со следующего года началось мелкосерийное производство этих машин в Балахне, на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры.

Благодаря уникальной конструкции «засадить» вездеход очень непросто

Благодаря уникальной конструкции «засадить» вездеход очень непросто

Благодаря уникальной конструкции «засадить» вездеход очень непросто

Благодаря уникальной конструкции «засадить» вездеход очень непросто

В целях унификации и снижения цены вездеход получил основные агрегаты от серийных ЗиЛов: капот и кабину от 4331, 185-сильный дизель ЗиЛ-645, девятиступенчатую механическую коробку передач ЗиЛ-4421, и кое-что из менее важных комплектующих. Рама была оригинальной, сварной из углеродистой стали, с надрамниками. А самое интересное кроется в приводе и подвеске.

Ведь у вездехода вообще нет мостов, на нем используется бортовая трансмиссия. Карданы из раздаточной коробки приводят в движение по три колеса каждого борта. В сложных условиях подключается межбортовой дифференциал, обеспечивающий одинаковую скорость вращения всех колес. Подвеска независимая, торсионная, первая и последняя пары колес управляемые, с механизмом запаздывания поворота задних колес. В результате у вездехода совершенно ровное днище и огромный дорожный просвет в 475 мм.

Толстенная прочная рама, элементы бортовой трансмиссии и подвеска колес

Толстенная прочная рама, элементы бортовой трансмиссии и подвеска колес

Толстенная прочная рама, элементы бортовой трансмиссии и подвеска колес

Оригинальной выполнена и тормозная система – с внешними дисковыми рабочими механизмами на ведущих валах бортовых редукторов средних и задних колес. Привод рабочих тормозов гидравлический, двухконтурный, а стояночного тормоза – пневматический. «Зубастые» шины размера 16.00-20  — от БРДМ.

В результате проходимость оказалась просто фантастической, особенно на влажных грунтах. По итогам разных испытаний ЗиЛ-4972 уверенно обогнал на бездорожье всех полноприводных соперников: ГаЗ-66, ЗиЛ-131, Урал-4320, КАМАЗ-4350. А на влажном рыхлом полуметровом снегу двигался уверенней даже гусеничных машин.

Дизель — стандартная зиловская «восьмерка», рулевой усилитель – от МАЗ-5336

Конечно, за эти достоинства приходилось чем-то поступаться. Так, при снаряженной массе 9680 кг грузоподъемность составляет меньше 4 тонн. А расход топлива на тяжелом бездорожье может переваливать за 200 литров солярки на «сотню» километров. Да и цена уникального «проходимца» оказалась под стать характеристикам – больше пятидесяти тысяч рублей в ценах 1992 года. Возможно, и поэтому тоже всего было собрано менее пятидесяти экземпляров разных модификаций: бортовых с краном, со сдвоенной кабиной, и с кузовом-фургоном.

А оранжевый экземпляр на наших фото сохранился, как это часто случается, благодаря энтузиасту-одиночке. Обычный семейный парень Андрей вел привычную офисную жизнь. А в свободное время гонял по бездорожью и в качестве хобби занимался эвакуацией на старенькой «шишиге». Потом захотел чего-то помощнее, наподобие Урала, и наткнулся в интернете на описание таких ЗиЛов. И это стало его мечтой: несколько раз летал за ними по объявлениям в разные медвежьи углы. Но все выжившие машины были «уставшими», а зачастую и разукомплектованными.

Интерьер тоже от стандартного ЗиЛа-4331, а между сиденьями рычаги включения «понижайки», блокировки межбортового дифференциала и коробки отбора мощности

Интерьер тоже от стандартного ЗиЛа-4331, а между сиденьями рычаги включения «понижайки», блокировки межбортового дифференциала и коробки отбора мощности

Интерьер тоже от стандартного ЗиЛа-4331, а между сиденьями рычаги включения «понижайки», блокировки межбортового дифференциала и коробки отбора мощности

Но однажды ему повезло: этот экземпляр продавал сам завод ПЗРА. ЗиЛ с кунгом был выпущен в 2002 году, но не был выкуплен заказчиком. И несколько лет просто простоял на заводе. Увидев объявление, Андрей набрал долгов, отпросился с работы, и через пару дней уже гнал вездеход в Петербург своим ходом.

Иногда приходится кое-что «колхозить» — реле от легкового BMW

Хотя машина была практически новой и прошла меньше 600 километров, сказался простой в несколько лет. Пришлось ее «протягивать», менять кое-что из шлангов и проводки. Да и к позднему зиловскому качеству были претензии: двигатель был собран плохо, все шпильки ослаблены, а клапана пришлось регулировать заново. Тем не менее, Андрей постепенно довел вездеход «до ума», и накатал на нем уже больше шестидесяти тысяч километров.

Конечно, хозяин уникальный вездеход бережет. А это непросто – уникальная конструкция требует постоянного обслуживания. К примеру, в подвеске каждого колеса по шесть резиновых втулок, которые надо регулярно проверять. На расходниках Андрей не экономит, так, масло использует только фирменное: в двигатель 10W-40, в коробку передач и колесные редукторы – 80W-90, в раздатку и бортовые редукторы – 75W-140.

До переделки фургона руки пока не дошли

Конечно, есть и еще одна проблема – полное отсутствие оригинальных запчастей. Еще бы, завод давно закрылся, а живых машин практически не осталось. Андрей решил вопрос кардинально: где-то в Красноярском крае купил списанное шасси от такого же ЗиЛа, и использует в качестве донора.

Вездеход ЗиЛ-4972 в привычной среде обитания, на Камчатке. Снимок сделан в июле!

А вот с работой «по специальности» толком не получилось – нет для ЗиЛа клиентов. Кроме квадроцикла, никто не может залезть в такое бездорожье, где потребовалась бы помощь вездехода. Так что в основном ЗиЛ нынче стоит, лишь изредка выезжая на разные шоу.

Источник