Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В условиях пандемии собственные автомобили стали бременем для бизнеса

В марте продажи новых грузовых автомобилей упали сразу на 18%. И тут не надо быть аналитиком, чтобы понять, в чем причина такого падения, и чтобы спрогнозировать: в апреле рынок тоже никак не пойдет в рост. В условиях, когда производство сокращается по всему миру, а значит, снижаются объемы перевозок и с ними простаивают транспортные средства, вкладываться в новые автомобили, которые, не исключено, тоже будут просто стоять, точно не очень хорошая идея. В свою очередь, Артур Мурадян, генеральный директор транспортной компании Traft, полагает, что сейчас, в принципе, в лучшем положении оказались те, кто делали ставку на привлеченный автопарк.

— Несомненно, тот, кто использовал собственный, а не привлеченный транспорт, сейчас в менее выгодном положении (за исключением, разве что, продуктового ритейла, который продолжает работать с довольно длительным ожиданием).

Собственные автопарки на данный момент становятся серьезным обременением для бизнеса. Производство приостанавливается, продажи снижаются — и транспорт, соответственно, тоже простаивает. Такие активы в текущих условиях неликвидны, реализовать их практически невозможно. При этом кредитные и лизинговые платежи никто не отменял.

К этому следует еще прибавить расходы на штатных водителей и персонал, обслуживающий автопарк. Поскольку заработные платы, а с ними еще и налоги в Фонд оплаты труда, — это существенная часть расходов предприятий.

Плюс, необходимо учитывать, что сотрудники, которые сейчас не работают, ушли на «выходные дни», оплачиваемые компанией, а бизнес испытывает давление от того, что под угрозами, исходящими от правительства, не может сокращать штат.

Таким образом, предприятия, которые не ставили себе на баланс транспортные средства, в условиях «карантинных» мер избавили себя от дополнительной «головной боли» и сейчас существенно экономят средства.

— Однако вряд ли компании могли спрогнозировать такую ситуацию, когда эпидемия будет массово останавливать производство по всему миру. В том смысле, что никто не делал ставку на привлеченный автопарк именно с учетом распространения какой-нибудь инфекции. А в обычных условиях ведения бизнеса собственные автомобили в какой-то мере обеспечивают стабильность предприятию.

— Действительно, рассчитывая потенциальные риски, влияние негативной санитарно-эпидемиологической ситуации компании не учитывали, и просто так получилось, что ставка на привлеченный автопарк доказала свою эффективность и в таких обстоятельствах.

Но и в обычных условиях ведения бизнеса перейти на аутсорсинг — значит оптимизировать расходы.

— Но ведь полный отказ от собственного автопарка (хотя, конечно, на фоне ситуации с коронавирусом он себя оправдал) в других случаях имеет свои риски. Например, риск потери клиентов. По крайней мере, есть такое ощущение, что при выборе перевозчика клиенты больше доверяют компаниям с собственными автомобилями.

— Несомненно, транспортные средства на балансе предприятия увеличивают капитализацию компании и, соответственно, снижают риски недобросовестности поставщика. Но ведь не они сами по себе обеспечивают доверие клиентов.

Доверие клиентов растет за счет высокого качества оказываемых услуг, своевременной подачи автомобиля, гарантии сохранности товара, правильного оформления документооборота и пр. факторов. Оно не определяется просто наличием или отсутствием собственного транспорта.

— Да, но, согласитесь, именно при использовании собственного транспорта, которым управляют свои, обученные, водители, можно с большей вероятностью гарантировать качество услуг и контролировать всю цепочку доставки груза, чем в тех случаях, когда доверяешь перевозку сторонним лицам.

— Конечно, тяжело не согласиться, что один из основных рисков привлеченного транспорта — это снижение качества услуг. Однако кто мешает грамотно выбирать перевозчика, проверяя его историю, а не привлекать к перевозке первого попавшегося поставщика услуг?..

При этом нынешний уровень развития технологий вполне способен обеспечить должный контроль за любым перевозчиком на всех этапах доставки.

Мы, например, используем собственную разработку — систему управления процессами грузоперевозок Traft-Online. Она позволяет оформлять заявки на перевозку, подбирать транспорт и водителей, отслеживать погрузку и разгрузку товаров и местоположение автомобиля в режиме реального времени, готовить необходимые для транспортировки документы, вести коммуникации между всеми участниками процесса и мн. др.

— А если говорить о срочной доставке? При отсутствии собственного автопарка в кратчайшие сроки найти автомобиль гораздо сложнее.

— Действительно, и такой риск тоже есть. Тем более что срочные заказы — это то, с чем в своей работе постоянно сталкивается любая компания.

Но и его можно нивелировать, если заключать договор с надежным оператором экспедиторских услуг, в чьем распоряжении находится большой (как собственный, так и привлеченный) автопарк.

При этом договоров на предоставление транспортных услуг должно быть несколько (по нашим оценкам, не менее трех). В таком случае тот автомобиль, который не может вовремя подать одна компания, обязательно подаст другая.

Но в целом, каждая компания, просчитывая риски и возможные варианты их минимизации, выбирает свой сценарий перехода на аутсорсинг: полный отказ от своего автопарка или частичное сохранение в собственности транспортных средств.

— И, наверное, частичное сохранение автопарка будет более предпочтительным вариантом?

— Более предпочтительным будет тот сценарий, который подходит конкретной компании.

Хотя с нашей точки зрения, можно назвать более грамотным решение сохранить половину автопарка и провести оптимизацию эффективности доставок по всем маршрутам.

Тогда собственный автопарк покроет до 60-80% потребностей по перевозкам, а остальная логистика будет обеспечена наемным транспортом. Это в том числе поможет минимизировать риски срыва поставок подрядчикам.

Но здесь стоит учитывать, что сохранение части автомобилей нивелирует не только риски аутсорсинга, но и его преимущества. В частности, как показала уже нынешняя ситуация, остается риск простоя транспортных средств при снижении объемов перевозок.

— Говоря о преимуществах аутсорсинга, мы главным образом имеем в виду снижение затрат. А какие еще есть достоинства у отказа от собственного автопарка?

— Например, переход ответственности за сохранность грузов: она полностью ложится на подрядчиков. Большой выбор различных типов транспортных средств: только за счет своего автопарка компания не сможет обеспечить такое разнообразие. Кроме того, аутсорсинг решает вопрос оптимизации персонала и функций на предприятии.

— Варианты использования наемного транспорта тоже могут быть разными. Какой из них будет оптимальным — привлечение водителя-ИП со своим автомобилем или договорные отношения с транспортно-экспедиционной компанией?

— Все упирается в соотношение цена-качество. Затраты на прямых перевозчиков будут ниже, но и возможности по выполнению заказа у них меньше.

В свою очередь, транспортно-экспедиционная компания, которая может использовать как собственные ресурсы, так и ресурсы сторонних перевозчиков, имеет доступ к большему выбору транспорта, а потому оперативнее закроет заявку на перевозку.

К тому же, экспедитор предоставляет услуги не только по доставке груза из точки А в точку B, но и может решить вопросы со складированием, организацией погрузочно-разгрузочных работ и т.п.

Есть, кстати, еще один вариант: сохранить свой автопарк, но передать его по договору аренды водителю-перевозчику.

За счет перевода водителей на сдельную работу, во-первых, можно оптимизировать налоги. Во-вторых, у водителей появляется большая ответственность за сохранность груза. А в-третьих, если предусмотреть возможность выкупа автомобилей, отношение к транспортному средству становится более бережным, что снижает расходы на его ремонт и утилизацию.

Но эта схема все-таки довольно рискованная, поскольку налоговые органы могут признать водителей фактическими сотрудниками и доначислить налоги.

— Если говорить о вашем опыте, то какой стратегии управления автопарком придерживаются в компании Traft?

— У нас есть как собственный, так и наемный транспорт, но ориентируемся мы на наемный: он составляет более 70% нашего автопарка.

Таким образом, в нашем распоряжении есть грузопассажирские автомобили, грузовики грузоподъемностью от 0,5 до 20 тонн с разными типами кузова (фургон, тент, борт, будка, изотерм, рефрижератор, контейнер, коники и пр.), спецтехника — автокраны, манипуляторы, тралы, контейнерные площадки, самосвалы, цистерны, пирамиды, тягачи, гидроборты, автовозы, эвакуаторы, тушевозы и т.п.

Иметь такой разнообразный парк в собственности экономически нецелесообразно.

При этом, если говорить о возможном риске срыва поставок, то мы, несмотря на 70% наемного парка, закрывает 98,8% заявок на перевозки. Это значит, что мы откажем заказчику своевременно подать автомобиль всего в 1 случае из 500.

Оперативно управлять привлеченным автопарком, как я уже говорил, нам позволяет специальная программная инфраструктура.

Все наши подрядчики (собственники автомобилей) подключены к системе Traft-Online: при поступлении заявки на доставку груза она автоматически выбирает подходящих перевозчиков, рассылает заявку среди них и таким образом распределяет заказы, в среднем, в течение 7 минут с момента обращения клиента.

Свой собственный автотранспорт распределен между проектами, для которых требуются специфические автомобили и/или водители, лицензии, а также дополнительные услуги.

Источник