Марка Alfa Romeo известна во всём мире, но все ассоциируют её с легковыми машинами. А вот не все вспомнят, что эта итальянская марка в течение многих лет была производителем отличной линейки коммерческих автомобилей! А как грузовой автомобиль Alfa Romeo мог бы выглядеть сегодня? Корейский дизайнер Тэкан Ли (Taekang Lee) решил ответить на него и предложить своё видение современного транспортного средства.
Свой первый сборочный конвейер, рассчитанный на выпуск грузовиков малого и среднего тоннажа, компания запустила ещё в начале 1930-х годов. Первый малотоннажник был продемонстрирован на автовыставке Milan Auto Show-1930. Рост итальянской экономики в те годы заставлял производителей грузовиков очень быстро переходить от гантелей к гирям. Уже в середине 1930-х компания взяла тяжёлый вес. В основу новинки была положена конструкции трёхосного 10-тонного грузовика Büssing. Вспоминая историю этого автопроизводителя, можно отметить, что её, модель Mille, выпущенную в 1957 году, многие называли самым красивым итальянским грузовиком. Эта серия тяжёлых автомобилей Alfa Romeo выпускалась в Италии до середины 1960-х годов. В Бразилии лицензию на изготовление грузовиков Alfa Romeo Mille приобрела местная фирма FNM, и под индексом FNM 180 они выпускались в Южной Америке вплоть до 1980-х годов. Их и сегодня можно встретить на бразильских автодорогах.
Самые культовые грузовики компании – серия 480, 800 и 1000 если не стали иконой стиля, то оставили яркий след в душе ценителей грузового экстерьер. А ведь в середине ХХ века дизайн рассматривался лишь как прикладная задача для такой функциональной рутины, как выполнение операций на средстве производства (т.е. транспортном средстве). Многие скептики не понимали, зачем водителя нужно сажать на красивый грузовик. Но моду в мире назначают не только прагматики. Сначала нужно продать мечту, а красивые вещи своей магией притягивают сердца потребителей, нежели их более практичные аналоги и умеют подчинить себе разум.
И всё же, как грузовые автомобили могли выглядеть сегодня, если бы Alfa Romeo не ушла с рынка коммерческого транспорта? Вопрос далеко не риторический, поскольку геральдику Alfa Romeo пытались приспособить в 1980-х на грузовиках Saviem SG2 и IVECO Daily первого поколения.
Тэкан Ли, по нашему мнению, разобрался в теме кардинально и дал ответ, который выбивается из привычного уклада сложившегося в дизайне коммерческих транспортных средств. К стайлингу грузовиков современные зодчие из концернов подходят с лекалами, присущими скорее архитекторам, которым нужно разработать парадный фасад для новой модернизационной церкви, ради привлечения прихожан. Так работает вся европейская семёрка, американские производители полстелларов, японские дзайбацу и китайские хуацяо, щедро оплачивающие услуги итальянских кутюрье. А тут требовалось через модернизм вернуть заблудшую паству к истокам! И помогает в этом маститым итальянцам малоизвестный корейский дизайнер.
Тэкан Ли перешёл границу фронтира между освоенным и неизученным. Кабина заключена в оклад геральдического щита фирмы. Это малюсенькое допущение в мире дизайна прогремело как неслыханный прецедент. Эмблему с V-образным треугольником Alfa Romeo в своём проекте Ли довёл до гипертрофированных форм. Герб стал охватывать не только фронтальную панель, но и всю переднюю часть автомобиля, что хорошо реализуется в компоновке кабина над двигателем. Получилась сногсшибательно, узнаваемо и стильно: просто жуть, как эта очевидная идея валялась под ногами и никто её раньше не замечал! Плагиат с мелкими элементами стиля брендов уже 20 лет тиражируются в дизайнерских ателье Южного Китая. Но там удачные элементы дизайна заимствуют в работу лишь из необходимости оставаться в эволюционном тренде. А тут кореец, бац, и предложил всем революцию!
Представьте, что будет с дизайнерами MAN, Renault, Mercedes, Volvo, Scania или DAF, если они вздумают последовать тропой южнокорейского ваятеля! И как они будут выглядеть в глазах своих работодателей? Как воры?
В виртуальном проекте седельного тягача отражаются не столько чаяния фанатов (не ради них он старался!) и характер бренда Alfa Romeo, сколько стиль его знаменитой модели Mille. Именно поэтому сам Ли, назвал проект своего тягача Mille Quadrifoglio Verde, по имени тяжеловозов «квадрофольо» этой марки.
Грузовик вполне мог бы получить 570-сильный двигатель Cursor 13, применяемый сегодня во флагманских тягачах IVECO Stralis. Хотя можно было бы пойти ещё дальше и установить дальнобойный агрегат Cursor 16 мощностью 855 л.с.
Несмотря на продуманный дизайн, аэродинамические формы добавили вопросов. Прежде всего это касается направления потоков вокруг боковых окон. Оклады по краям ветрового стекла будут играть роль спойлеров, вследствие чего воздушный поток в этой части будет наиболее напряжённым, и на высокой скорости окно уже не откроешь. Впрочем это придирки – кто из водителей в век кондиционеров открывает окна на ходу?
Обводы автопоезда в целом не вызывают логического противления и кажутся закономерными. С виду сцепка демонстрирует все современные тенденции, в которых доминируют обтекаемые формы, желание снизить завихрения и направить набегающий воздух в ламинарные потоки. То есть снижение динамического сопротивления и оптимизация расхода топлива никуда не делись с первого плана.
Сейчас в активе молодого дизайнера из Сеула чувствуется крепко набитая на рисовании рука. Тэкан Ли великолепно реализует свои задачи в программах Autodesk Alias, Alias speedform, немного Vred и KeyShot. Среди его работ, выставленных на площадке behance.net, уже имеется концепция пикапа BMW, спорт-кары, болиды «Формулы-1», рекордные автомобили, городские транспортные средства индивидуального пользования (начиная с такси и заканчивая велосипедами) и такие мелочи, как котики-статуэтки и даже перьевые ручки.
Вряд ли, конечно, этот виртуальный грузовик будет когда-нибудь воплощён в металле. Но то, что изобразил корейский дизайнер, надо отметить, получилось красиво, элегантно и злободневно. На автомобильных конкурсах «угадай марку» у этой машины придётся заретушировать уже не эмблему, а всю кабину целиком!