Узкоотраслевые вариации.
Семинар Volvo Group на заводе в Калуге.
Для представителей отраслевых СМИ 29 августа Volvo Group провела семинар по узкоотраслевым направлениям бизнеса, таким как лесотранспортировка, коммунальное хозяйство и горнодобывающая промышленность. Особенность этого мероприятия состояла в том, что компания проводила его на территории завода в Калуге и тем самым «убила сразу нескольких зайцев». Демонстрация своих решений в комплексе с показом возможностей оказалась весьма убедительной и доказательной.
Первым всегда быть приятно. Дело в том, что перед семинаром для журналистов была организована экскурсия по производственным цехам завода Volvo Group. На сборочном конвейере мы уже бывали неоднократно, а вот цех кабин, расположенный в особой экономической зоне «Калуга», представители СМИ видели впервые.
Шаг к производству полного цикла
Любое производство начинается со склада. Здесь формируются киты в соответствии с планом на день. Не стало это исключением и для завода кабин. И раз уж мы оказались на складе, самое время сказать, что 99,9 всех комплектующих грузовиков Volvo, собираемых в Калуге, – привозные. Тем не менее язык уже не поворачивается назвать это производство отвёрточным. И вот почему.
Цех кабин условно можно разделить на две части: слева сваривают кабины для грузовиков FM, справа – для магистральников FH. Первоначально все комплектующие поступают на достаточно укрупнённые станции с кондукторами, где вместе с моторной аркой собираются половинки пола и все остальные составные части. Понятно, что кондукторы нужны, чтобы обеспечить правильную геометрию. Здесь кабина принимает узнаваемый вид.
Не нужно думать, что процесс сборки кабины так же стремителен, как и мой рассказ. Все части кабины свариваются точечной сваркой – такими огромными клещами. Чтобы собрать кабину FH требуется порядка 3000 точек сварки. На FM нужно меньше – около 2500 точек сварки и около 5–7 метров боковых швов.
Чтобы собрать кабину, используется порядка 150 деталей. Казалось бы не очень много. Дело в том, что некоторые детали составные и прибывают на завод из Швеции уже подсобранными. Производство Volvo в Калуге не является заводом полного цикла, например, здесь нет штампа, детали штампуются в городе Ульм (Германия). Все части кабины полностью оцинкованные, кроме разве усилителей, которые расположены внутри.
На заводе кабин две рабочие смены. За одну смену собирается 19 кабин, за две – 38. Из них 26 кабин делаются для российского рынка и 12 отправляются в Швецию. Как уже говорилось, на заводе собираются только кабины FM и FH каждая трёх типов. Каких производится больше, сказать сложно. В течение дня в зависимости от заказов ситуация может меняться стремительно. А вот по среднегодовой оценке статистику можно обобщить: собирается 60% кабин FH и 40% FM.
Любой оттенок фантазии
Цех покраски кабин Volvo вполне можно назвать технологическим шедевром. Здесь собраны все самые свежие промышленные технологии, связанные с этим процессом. Задумайтесь только: на заводе существует палитра из 600 цветов, но, по сути, здесь могут подобрать любой цвет из безбрежной гаммы оттенков. С ноября 2014 года – момента открытия завода – здесь использовали чуть более 100 цветов. Когда у технолога спрашивают, сколько кабин белого цвета красят за день, он затрудняется ответить, дело в том, что на конвейере только белого цвета пять оттенков.
Хотя слово «конвейер» к этому цеху не вполне подходит. Перед покраской кабины обрабатывают в специальных растворах, в том числе и антикоррозийном катафорезном. Все ванны погружные, т. е. кабину купают в растворе, заполняя все полости. Вот здесь и находится главное отличие этого цеха от тысяч аналогичных. Обычно кабины погружаются в ванны конвейром на крюках, иногда на специальных крепежах, и если возникает неисправность, то останавливается всё. В этом цехе каждая кабина имеет собственный механизм погружения, не зависящий от других, и если что-то выйдет из строя, то остановится только один механизм, остальные продолжат работу. А неисправный станет в безопасное место дожидаясь ремонта. На покраске одновременно может находиться 26 кабин. Каждая из них приходит в цех с цинковым слоем 7 микрон. На него наносится фосфатный слой – около 1 микрона. Затем наносится катафорезный состав – около 20 микрон. После этого наносится грунт – около 35 микрон, и только потом идёт краска и лак.
Краски и лак на основе растворителя наносятся роботами.
Лучший завод в Европе
На сегодняшний день калужское предприятие является самым современным заводом в производственной системе Volvo в мире и занимает лидирующие позиции по качеству готовой продукции. Здесь собирают грузовики с колёсной формулой 4х2, 6х4, 8х4, 8х2, 6х6 и 4х4. Цех сборки состоит из пяти линий: шасси, сборка осей, сборка двигателей, линия кабин и основная линия. Кроме этого есть отдельная линия финальной подготовки и линия тестов. Скорость конвейера 16,5 минут на одну станцию, длина станции – 9 метров. Двигатели приходят почти собранные: 13-литровый из Швеции, 11-литровый из Франции. На двигатели дособираются только навесные компоненты: коробка передач, сцепление, генератор, компрессор охлаждения и т. д. Оси тоже приходят дособранные, к ним прикручивают рессоры, устанавливают реактивные тяги и тяги стабилизатора.
Производственный такт составляет 26 грузовиков в день при пятидневной рабочей неделе в односменном графике. В целом на калужском предприятии работают около 800 сотрудников.
Тяжеловозы
На выставочной площадке завода были показаны сразу три модели тяжёлого сегмента: Volvo FMX 8×4 с 13-литровым двигателем 460 л.с., АКП I-Shift с понижающими передачами, 32-кубовым самосвальным кузовом IPV для перевозки угля с толщиной стенок 6 мм, пола – 8 мм, усилителем лонжеронов от двигателя до конца рамы и моторным тормозом Volvo VEB+; Volvo FMX 8×4 с 13-литровым двигателем 460 л.с., АКП I-Shift с понижающими передачами и дневной кабиной, кузовом KH-Kipper для перевозки скальных пород объёмом 21 м3, толщиной стенок 15 мм, пола – 10 мм, защитой кабины, усилителем лонжеронов от двигателя до конца рамы и моторным тормозом Volvo VEB+; сверхмощный автопоезд для компании «Алроса» в составе Volvo FH16 750 л.с. с кузовом и четырёхосным прицепом «Тонар» грузоподъёмностью 95 тонн.
В машины для горнодобывающих работ может устанавливаться либо усиленная роботизированная механическая КП Volvo I-Shift c ползучей передачей, рассчитанная под момент двигателя до 3550 Нм, либо гидромеханическая автоматическая КП Volvo Powertronic, рассчитанная под момент двигателя до 2600 Нм. У машин увеличенная нагрузка на сдвоенные передние оси в 10 тонн и на всю длину рамы размещен усиливающий вкладыш. Тип передней подвески зависит от пожеланий клиента и особенностей условий эксплуатации: она может быть необслуживаемой рессорной или обслуживаемой с пресс-масленками. В таких машинах применяется специальное исполнение электропроводки, для исключения перетирания проводов о гофру оплетки.
Лесовозы
На выставочной площадке журналистам показали два лесовоза, предназначенных для северо-западного и уральско-сибирского регионов России. Один – Volvo FMX 6×4 c 13-литровым двигаталем 500 л.с., АКП I-Shift с понижающей передачей, надстройкой Jyfa /Alucar и краном-манипулятором Kesla. Другой – Volvo FMX 6×6 c 13-литровым двигателем 500 л.с., АКП I-Shift с понижающей передачей с надстройкой для транспортировки сортимента длиной до 6,2 м и максимальной полной массой автопоезда в 100 тонн.
Лесовозы оснащаются трёхсекционным стальным бампером, ударопрочным и повышающим угол въезда. На машинах трёхлистовая передняя параболическая рессора повышенной прочности. В комплекте передний автоматически подключаемый привод в комбинации 6х6 для предотвращения проскальзывания колёс и повышения проходимости на сложных участках трасс. На выбор предлагаются восемь вариантов усиления рамы 5-миллиметровым вкладышем.
Муниципальная изюминка
Изюминкой выставочной площадки была модель Volvo FMX 8×4 Tridem с 13-литровым двигателем мощностью 420 л.с., АКП I-Shift с понижающими передачами, с крюковым погрузчиком и 37-кубовым бункером производства компании «Спецмеханизация» для сбора и перевозки бытовых отходов. Это решение с трёхосной задней тележкой является уникальным на отечественном рынке. Оно позволяет одновременно решать проблемы увеличения «плеча» транспортировки бытовых отходов до удалённых от города полигонов, манёвренности ТС в условиях ограниченности пространства плотной застройки и резко возросших штрафов за превышение легальной массы вывозимых грузов.
Благодаря дополнительной управляемой оси, внешний радиус разворота Volvo FMX 8×4 Tridem составляет всего 7,9 м, что почти на 2 м меньше, чем у грузовика с колёсной формулой 6х4 (9,8 м) и почти на 3 м меньше, чем у четырёхосного аналога 8х4 (10,7 м) в исполнении с двухосной задней тележкой. А интеллектуальное управление распределением нагрузки на оси позволяет автоматически перераспределять нагрузку с первой и вторых ведущих на подъёмную ось. В этом случае подъёмная ось выполняет роль пневматического аутригера, смещая центр тяжести груза на заднюю часть шасси для увеличения теоретической колёсной базы. Пневмоподвеска Volvo FMX 8х4 Tridem оборудована заводскими датчикам нагрузки на оси, позволяющими в режиме on-line отслеживать массу загруженных отходов.
Рост спроса на европейцев
Любые производственные процессы напрямую зависят от продаж. А продажи у Volvo Group, надо сказать, неплохие – за семь месяцев 2018 года поставлено на учёт 32 900 единиц. Если сравнивать с динамикой прошлого года (а в прошлом году компания была лидером «Большой семёрки» по продажам), то показатели могут быть немного выше прошлогодних. Но это, как сейчас любят говорить, позитивный прогноз. «Рено» демонстрирует рост в 242%. Если за 7 месяцев 2017 года было продано всего 170 грузовиков, то за тот же период текущего года уже зарегистрирована 581 машина. Рост рынка тяжёлых грузовиков «Большой семёрки» составляет 28%, он постепенно замедляется, тем не менее пока есть. С начала года на учёт поставлено 14 694 автомобиля.
2017 год ознаменовался тем, что впервые доля грузовиков иностранного производства в лесной отрасли превысил 50%, т. е. этот сегмент менее чувствителен к волатильности курса, даже наоборот, чем выше курс валюты, тем больше зарабатывает, так как в основном лесная промышленность работает на экспорт. Поэтому взор руководителей лесной промышленности направлен на грузовики иностранного производства в связи с их повышенной грузоподъёмностью и надёжностью. В прошлом году в этом сегменте КАМАЗов стало на учёт 500 единиц, МАЗов – 159 и 731 европеец. Из этого количества 31% – 225 единиц составили машины Volvo. Этот процент сохранился и в текущем году, уже продано 69 машин под брендом Volvo.
По итогам первого полугодия 2018 года было реализовано 566 единиц техники для коммунальной сферы, 19% (115 ед.) из которой составили шасси европейских марок.
Ваш комментарий будет первым