Стоимость бензина в России почему-то не зависит от биржевых цен на нефть и стабильно растет от сезона к сезону. Начало посевной компании, эпидемии, экономический кризис и просто сезонный спрос заставляют автомобилистов закупаться бензином впрок на многие месяцы вперед. Однако, как и любой продукт, бензин не вечен и имеет свой срок службы. Поэтому, вскрывая запасы и наливая старое топливо в новый мотор, можно столкнуться с неприятными последствиями.
Сроки службы
Старый бензин, который изготавливался до 1997 года, мог находиться в закрытых подземных резервуарах в течение 5 лет. С появлением новых требований к автомобильному топливу и после разработки современных сортов бензинов был принят новый ГОСТ Р 51105-97, которые вносит коррективы в режимы эксплуатации.
Гарантийный срок хранения автомобильного бензина с индукционным периодом не менее 1200 минут — 5 лет со дня изготовления бензина.
Вторая строчка ГОСТ относится к сортам топлива, которые сейчас фактически не продаются через сети АЗС и предназначены для специальных нужд, в том числе и для армии. Такие бензины не содержат спирты и моющие присадки, благодаря чему могут храниться относительно долго.
Что происходит с бензином через полгода хранения?
Существует 4 фактора, которые снижают стойкость бензина: испарение; окисление; распад присадок; выпадение осадка.
Бензины обладают высокой проникающей способностью, отчего даже при закрытых канистрах и бочках топливо всегда испаряется. Под воздействием перепадов температур летучие фракции, используемые для повышения октанового числа, постепенно уходят в атмосферу. Свойства бензина искажаются. После полугода пребывания в канистре октановое число топлива уже не соответствует заявленным значениям и его детонационная стойкость снижается. При его использовании мотор столкнется с опасным эффектом детонации топлива, то есть с его преждевременным подрывом при сжатии, из-за чего растет температура в камерах сгорания, разрушаются поршни и клапана.
Моющие присадки в топливо тоже имеют свой срок службы и постепенно разрушаются в результате вяло текущих химических реакций в бензине. Появляется осадок, который тоже вредит процессу сгорания и приводит к появлению нагара на свечах и цилиндрах.