Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Выставка NAIS — пожарный аэродромник Красный мамонт

Петр Грибачев.

После перехода под крыло фирмы «Алмаз Антей» брянский завод БАЗ начал потихоньку выходить из военной тени — его техника теперь осваивает и гражданские профессии, пусть и очень специфические. Еще в 2018 году в Якутии мы участвовали в испытаниях трехосного полноприводного БАЗа для спасательных служб — наш редактор Федор Лапшин называл тот полноприводник мамонтом. Ну а на выставке NAIS в Москве сверкал синими огнями еще более необычный аппарат того же производителя — аэродромный пожарный автомобиль.Пожарные машины Rosenbauer Panther имеют похожий дизайн (фото из архивов Максима Чернявского)

Пожарные машины Rosenbauer Panther имеют похожий дизайн (фото из архивов Максима Чернявского)

Пожарные машины Rosenbauer Panther имеют похожий дизайн (фото из архивов Максима Чернявского)

Вот это монстр — увидишь в зеркале заднего вида такую махину, и захочется не то что принять вправо, а просто раствориться. Впрочем, вероятность встретить эту технику на дорогах общего пользования фактически равна нулю: из-за трехметровой ширины путь туда для нее заказан. Да и дизайн кабины пусть и выглядит грозно, но уникальной его идею не назовешь: схожую внешность с аквариумной площадью остекления спереди, к примеру, имеют знаменитые австрийские аэродромники Rosenbauer.

Первый вариант аэродромника БАЗ — с китайской кабиной (фото производителя)

Интересно, что кабина в ее нынешнем виде появилась на этом БАЗе не сразу. На первом прототипе, о котором мы, кстати, рассказывали, она была другой — китайского производства: помимо брянских инженеров, ее использовали на своей технике МЗКТ и КрАЗ. Ну а актуальную кабину произвели в Челябинске на предприятии фирмы Урал-Полимер — она же, например, разрабатывала дизайн автобусов КАвЗ и многих трамваев, даже выполнила локализацию передней маски электрички Ласточка.Дверь открыта!Дверь открыта!

Дверь закрыта...

Дверь закрыта

Передняя панель максимально функциональна

Родство этой «пожарки» с общественным транспортом, кстати, чувствуется! Например, чтобы открыть дверь в кабину, надо нажать большую зеленую кнопку на борту: касание — и огромную прозрачную створку быстро сдвигает вперед электропривод.

Внутри очень просторно, а гигантская зона остекления делает обзорность практически безграничной — то что надо для спасательной техники. В экипаже — четыре человека: кресла установлены в два ряда. Прямо в спинки сидений встроены кислородные баллоны, которые пожарные могут присоединить к своим костюмам уже в движении, без потери времени.

В кабине остеклен каждый возможный участок

В конструкции разработчики по максимуму старались использовать российские комплектующие. Не столько из-за пресловутого импортозамещения, сколько ради увеличения скорости их доставки для ремонта и обслуживания: на иностранной технике в России долгое ожидание деталей часто приводит к длительным простоям. Впрочем, «заместить» удалось не все.

Сзади — еще два места

Например, чтобы уложиться в жесткие требования к динамическим характеристикам, в качестве силового агрегата использовали промышленный дизель Volvo Penta мощностью аж 700 л.с. — в гамме наших производителей ничего подобного просто не нашлось. Та же история и с трансмиссией: аналогов примененного здесь агрегата американской фирмы Twin Disk (он позволяет одновременно передвигаться на любых скоростях и приводить в действие водяные пушки), в России не делают.

Диапазоны трансмиссии переключаются с кнопочного пульта

Это позволило добиться неплохой динамики: до 80 км/ч гигант гарантированно ускоряется быстрее 35 секунд, а его максимальная скорость составляет 115 км/ч. Впрочем, аналогичный Rosenbauer Panther все же быстрее: тот же рубеж в 80 км/ч он берет за 29 секунд и развивает уже 120 км/ч.

Пожарную надстройку произвел Варгашинский завод

Насосное оборудование — завода Пожгидравлика

Конечно, по легковым меркам такие цифры разгона — вечность. Но не забывайте, что мы говорим о многотонных махинах. Полная масса БАЗа достигает 33,5 тонны. На своем горбу он везет 11 тысяч литров воды, 1,5 тысячи литров пены и еще 80 литров углекислотного компонента. Rosenbauer, кстати, и тут чуть впереди — он берет на борт 12,5 тысячи литров воды, а его полная масса составляет 39 тонн.

Пожарное оборудование на БАЗе уже российское. Надстройка — дело рук Варгашинского завода. На машине установлен насос НЦПН-70/100 производительностью 70 л/с. Лафетный ствол на крыше производства компании Коруфайер выдает производительность в 4200 л/мин и бьет на 70 метров. Установка на бампере способна за минуту прокачивать 1200 литров на расстояние до 50 метров.И лафетный ствол на крыше, и водяная пушка на бампере управляются джойстиками из кабиныИ лафетный ствол на крыше, и водяная пушка на бампере управляются джойстиками из кабины

И лафетный ствол на крыше, и водяная пушка на бампере управляются джойстиками из кабины

В основе конструкции — толстенная рама собственного производства. Привод, разумеется, полный. Интересно, что, как и у машины для спасателей, подвеска всех колес тут независимая. Но в качестве упругих элементов в ней выступают не торсионы, а пружины. По словам разработчиков, это решение обеспечивает лучшую грузоподъемность.

Подвеска — независимая, с пружинами

В целом же отрадно, что у нас в стране появляются разработчики новой, столь узкоспециализированной техники. Но авторитет в этом классе все же надо заслужить — ведь любая, даже незначительная, поломка может отнять драгоценное время, необходимое для спасательной операции. И даже в крупных российских аэропортах работают в основном проверенные импортные машины (тот же Rosenbauer не так давно отрапортовал о выпуске двухтысячной «Пантеры») — и БАЗу с ними конкурировать будет непросто.

С помощью установки на корме можно покрыть пеной ВВП

Впрочем, вероятно, российский аппарат может взять ценой. На прямой вопрос о его стоимости разработчики не ответили, заявив, что он будет гарантированно дешевле импортных аналогов. А за тот же Rosenbauer на минуточку просят как минимум миллион евро.

Источник