Максим Шелепенков.
В кулуарах Автозавода им. И.А. Лихачёва об этой машине разговоры ходили давно. Говорили, что в недрах конструкторского бюро рождается машина для спецназа с умопомрачительным дизайном. Но подробностей никто толком не знал. Пришлось ждать. Очень долго ждать, пока с машины сняли табу.
Начать следует с того, что показанный образец не является полноценным автомобилем, пригодным для испытаний и эксплуатации. Это ходовой макет, если хотите – концепт-кар, созданный для отработки в реальном масштабе основных компоновочных решений, функциональных возможностей машины, в том числе вопросов быстрого десантирования экипажа в полной экипировке. Поэтому сразу надо сделать скидку на то, что «броня» здесь имитирована фанерными листами, а вместо бронестекол стоит обычное оргстекло…
Но обойтись без такого промежуточного фанерного образца никак не получалось – при проектировании в машину было заложено такое количество новых идей, что прежде чем начать серьёзное конструирование, следовало проверить, как это всё будет функционировать на практике.
«Малозаметный» проект
В 2008 году Московский автозавод им. Лихачёва при финансовой и моральной поддержке правительства Москвы в лице Ю.М. Лужкова взялся за проект бронированного полноприводного (4х4) многоцелевого автомобиля грузоподъёмностью 2,5 т для спецподразделений вооружённых сил и силовых ведомств (ОМОН, ФСБ и т. д.). Требовалось создать машину, которая, с одной стороны, была бы как можно более простой и технологичной, с обилием плоских поверхностей, упрощающих бронирование, а с другой – должна иметь внешние формы «с индивидуальной выразительностью», чтобы подчеркнуть её назначение.
Дизайн-проект новой машины, немного похожий на легендарный ЗИЛ-131, предложил Лев Самохин. В ходе проработки эскизного проекта в августе–октябре 2008 г. построили посадочный макет. По компоновке основных агрегатов эта машина не отличалась от подобных конструкций других производителей («Тигр», IVECO-LMV и др.) и была максимально приближена к производственным возможностям самого завода. Между тем у проекта была одна «изюминка» – один из вариантов компоновки внутреннего пространства предусматривал размещение бойцов спиной друг к другу и лицом к окнам. Так проще вести круговое наблюдение из машины и стрелять из личного оружия. Вскоре эта идея станет основной, и все последующие варианты будут создаваться уже вокруг неё.
В попытке придать перспективной машине новые свойства возникло желание создать что-то принципиально новое. Одним из приоритетных направлений стала «малозаметность» транспортного средства для средств уничтожения. В связи с этим возникли новые требования к машине: минимальные габариты и низкий силуэт (чем меньше объект, тем труднее в него попасть); радиопрозрачность (экранирование и применение радиопрозрачных композитных материалов); минимальное тепловыделение и малошумность (применение гибридной силовой установки) и т. д. Все эти идеи напрямую пересекались с авиационными технологиями Stealth, следовательно, и машине требовалось придать соответствующую форму.
На этом этапе появился новый дизайн-проект, выполненный в студии «Саакян-Дизайн» Святославом Саакяном и Андреем Чирковым. В его основу легла концепция Константина Потехина и общая компоновка, разработанная заместителем директора по развитию АМО ЗИЛ – руководителем проекта инжиниринговой компании Сергеем Ошурковым. Компоновку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор Андрей Степанов. Администратором и движущей силой всего проекта стал заместитель главного конструктора ЗИЛа Владимир Григорьевич Мазепа.
Новый проект подкупил всех своей необычностью и оригинальностью, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки, и вскоре стал доминирующим. Работу над первой машиной по проекту Самохина при этом не забросили, а вели параллельно, начав под неё постройку шасси с оригинальной независимой рычажной подвеской с пневморессорами.
Защищённость в сборе
Проект Саакяна позволял создать хорошо защищённый автомобиль, с усиленной противоминной защитой по принципам MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), когда корпус машины имеет клиновидное днище и высоко приподнят над землёй, а эргономические антифугасные сиденья для экипажа существенно снижают воздействие от ударной волны, от взрыва под колесом или днищем автомобиля за счёт закрепления на скользящих муфтах к вертикальным элементам конструкции кузова. При этом у сидений есть дополнительная функция – при складывании спинок образуется ровное грузовое пространство для размещения дополнительного оборудования или боеприпасов, а при необходимости и для перевозки раненых бойцов в лежачем положении.
Машина рассчитана на перевозку 11 человек (9 человек десанта, командир и водитель). Десант располагается в кузове лицом к откидным дверям, при этом 6 кресел обращены к бортам, а задний ряд кресел назад. Для десантирования перед сиденьями открываются большие двух- и трёхстворчатые двери. При этом на боковинах сначала открывается верхняя застеклённая часть (в таком положении удобно вести стрельбу из машины, как из дзота – стрелок защищён бортами машины, а угол ведения стрельбы у него существенно увеличивается по сравнению с обычной бойницей), а следующим движением – нижняя часть, образуя широкий трап-сходню. В открытом виде двери могут использоваться как подножки для размещения стрелков при движении машины. Для закрывания нижних дверей необходимо потянуть за удерживающий её трос, а после, перехватив за ручку, защёлкнуть дверь на место.
Здесь, правда, ещё не всё до конца проработано, так как после бронирования масса створок дверей непременно возрастёт, и простым подтягиванием троса её не закроешь. Самое оптимальное решение, которое напрашивается, – это применение тросовой системы с противовесами или энергоаккумуляторов в виде пружин, которые будут облегчать процесс закрывания дверей.
При необычном и запоминающемся внешнем виде машина получалась удивительно технологичной – идеально плоские панели кузова значительно облегчают её производство и бронирование, а уменьшение площади панелей, направленных перпендикулярно направлению обстрела, значительно увеличивают шансы выжить на поле боя. Устрашающего вида передняя часть сделана специально по просьбе специалистов ФСБ РФ, которые первыми заинтересовались проектом и попросили придать машине такую внешность, чтобы она только одним своим появлением предотвращала всякую попытку к сопротивлению.
Для реализации принципов малозаметности в проект заложили возможность применения гибридного привода, разработка которого планировалась совместно с НТЦ МГТУ им. Баумана, а на дальнюю перспективу машину планировалось оснащать мотор-колёсами РКК «Энергия». С Московским институтом электронной техники (г. Зеленоград) и НТЦ «Мультисеть» прорабатывалась возможность применения мультиплексной системы электрооборудования.
Почти рабочий макет
Традиционно трудноразрешимым вопросом при создании бронированных автомобилей является вопрос их массы. Тяжёлая стальная броня иной раз уменьшает грузоподъёмность транспортного средства практически до нуля. Учитывая сравнительно малую допустимую полную массу создаваемого автомобиля (не более 8 т), специалистам АМО ЗИЛ в ходе разработки эскизного проекта пришлось искать альтернативу стальной броне. В результате в октябре 2008 г. был установлен контакт с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ и начались поисковые работы по новым методам защиты транспортных средств.
При участии «Форт Технологии» в период май–сентябрь 2009 г. был построен ходовой макет, который вы видите на страницах журнала, с прицелом на бронирование по классу 6а (ГОСТ Р50744–95) с использованием самой современной композитной (керамика и высокоориентированный полиэтилен на UD) бронёй, созданной в Институте пластмасс им. Г.С. Петрова.
Сразу после постройки, 28 сентября 2009 г., ходовой макет был продемонстрирован заказчикам, московскому правительству (не забываем, что изначально инициатором проекта выступало московское правительство) и Ю.М. Лужкову, который по такому случаю специально приезжал на завод.
К макетному образцу ещё на стадии разработки эскизного проекта был проявлен интерес со стороны одного из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды завод проводил демонстрацию макетного образца с участием бойцов этого подразделения в полном снаряжении, для оценки удобства размещения внутри, действий в оперативной обстановке и скорости десантирования. И оба раза оценка была положительной, так, по своим тактико-техническим характеристикам машина оказалась на голову выше всех аналогичных отечественных и зарубежных конструкций.
Со временем проект бронированного спецавтомобиля стал для зиловцев едва ли не главным с точки зрения занятости конструкторов, технологов и всего экспериментального цеха. В октябре 2009 г. образец показывали первому заместителю Министра обороны – начальнику вооружения В.А. Поповкину и командиру войсковой части 93603 МО РФ. В результате 27 октября 2009 г. от ГАБТУ МО РФ на завод поступило тактико-техническое задание на разработку технического проекта по теме «Семейство тактических автомобилей нового поколения класса грузоподъёмности 2,0 т». Этим заданием предусматривалась разработка новых двух ходовых макетных образцов: с колёсной формулой 4х4, полной массой 8,0 т и с зависимой подвеской (условно образец № 2, или ЗИЛ-3901С2) и полной массой 7,0 т с независимой подвеской (образец № 3, или ЗИЛ-3901С3). Оба транспортных средства должны быть капотной компоновки и рассчитаны на перевозку экипажа 1+9 чел. По заявлениям руководства ГАБТУ МО РФ, оно готово было после постройки образцов № 2 и 3 рассмотреть вопрос о финансировании дальнейших этапов работ по этой теме.
А на первую машину летом 2012 г. АМО ЗИЛ и «Форт Технология» получили патент на промышленный образец, зарегистрировав новаторский дизайн, основанный на одновременной проработке концепции размещения экипажа, противоминной защиты и других конструкторско-технологических решений.
Грузоподъёмность, кг | 2500 |
Вместимость однообъёмного кузова, чел. | 11 (включая водителя) |
Полная масса, кг | 8000 |
Масса снаряжённого образца (без брони), кг | 4570 |
Двигатель:
|
Cummins 4 ISBe E3, турбодизель I-4 4460 150 при 2500 мин-1 548,8 при 1200–1700 мин-1 |
Сцепление | ZF Sachs, модель MF 362 с пневмоусилителем |
Коробка передач | ZF S5-42, 5-ступенчатая |
Максимальная скорость на дорогах с твёрдым покрытием, км/ч | 100–120 |
Максимальный преодолеваемый автомобилем подъём, не менее, град. | 31° |
Колёсная база, мм | 3800 |
Колея, мм | 2100 |
Ширина, не более, мм | 2400 |
Высота, не более, мм | 2450 |
Длина, мм | 6000 |
Расстояние от опорных поверхностей колёс до верхних полок лонжеронов рамы, мм | 1000 |
Угол свеса (передний/задний), не менее | 45°/45° |
Колёса размерности | 12,00 R20 |
В начале 2011 г. Святослав Саакян для «Форт-Технологии» сделал похожий проект, убрав из него подъёмные двери. По нему в Набережных Челнах построили опытный образец, использовав спортивное шасси от КАМАЗ-Мастера. Его пиратские снимки с испытаний в своё время и попали в Интернет.