Автобусная тематика на ганноверском шоу не является главной повесткой, но это не отменяет наличие премьер. Количество производителей автобусов в Европе на два порядка больше, чем грузовиков, и уже только это накладывает свой отпечаток: отметить хочется всех, а первое место только одно. Ситуацию не спасает даже специализированное шоу Busworld, проводимое в бельгийском Кортрийке по нечётным годам. Кроме того, обновление модельных рядов ведётся постоянно и в желании потрафить всем приходится разбивать конкурсы по дополнительным номинациям.
Наградить всех!
Главных номинантов на звание «Автобус года-2019» было всего три: Mercedes-Benz Citaro Hybryd, французский Heuliez GX337 Linium Elec и испанский Irizar ieTram, который так и не привезли в Ганновер. Не густо, если учесть, что в тучные годы претендентов на титул Bus of the Year доходило до семи. По результатам майского тест-драйва, проведённого в хорватском Загребе с большим лидерством победил Citaro Hybryd.
Bus of the Year 2019
Чтобы подиум не выглядел скучным, был объявлен конкурс «Устойчивый автобус года» (Sustainable Bus Award 2019). Лауреатов раскинули сразу по трём дополнительным категориям: городские (urban), пригородные (intercity) и туристские (coach) автобусы. В 2018 году ими стали городской 18-метровый электробус IVECO Crealis, пригородный Mercedes-Benz Citaro U и междугородный лайнер Volvo 9900. Теперь уже никому не обидно!
Sustainable Bus Award 2019
Омнибус – дело всеобщее
На автобусных экспозициях IAA непременным успехом пользуются стенды компаний, выпускающих фургонбусы на шасси лёгких коммерческих автомобилей. Эти «супергазели» в постиндустриальную эпоху наиболее востребованы в небольших городах и пригородах Европы.
Словацкая компания ROŠERO – P, s.r.o., запустив пару лет назад линейку First FCLEI, в этом году начинает продажи 22-местного электрического штадтбуса FCLEI Elektrik на среднетоннажном шасси IVECO Daily 70C.
Продукция ProBus Omnibusvertrieb GmbH расширяет предложения на шасси IVECO Daily 70C17 для обслуживания делегаций и групп. Прежняя версия ProBus IVECO R|L на 28 мест в этом году дополнена 36-местной удлинённой модификацией ProBus IVECO R|XL с изменённым стайлингом передней части.
В погоне за обтекаемостью автобусы за 15 лет скатились до банальности к скупым на формы мыльницам. Сейчас же в дизайне наметился долгожданный слом и машины опять обретают оригинальные лица. Но в полной мере это удаётся только тем, чьи эмблемы на радиаторах узнаваемы без перевода – это Mercedes-Benz и Volkswagen. Чтобы выпускать автобусы на их шасси, следует соответствовать самым высоким критериям качества, инженерные кадры бывших стран соцлагеря, соревнуясь, наращивают квалификацию и компетенции в организации выпуска.
Компания K-Bus GmbH на словенском заводе начала выпуск 48-местных автобусов Kutsenits City VIII на удлинённом шасси Volkswagen Crafter. Этот конкурент малым автобусам и продажи обещают высокие перспективы. Как минимум ещё 5 производителей автобусов представили свои решения на базе Volkswagen.
Но по части выбора шасси доминируют конечно же Mercedes-Benz Sprinter. Городские мидибусы привезли немецкая EvoBus, польская Auto-Cuby, K-Bus. Среди производителей VIP-шаттлов испанская Integralia, польские Carpol и BusCentrum, австрийская Kreisel (при поддержке VDL), латвийская Universāls и литовская ALTAS. Кстати, последняя компания напрочь отвергает тезис о прибалтах, как о хуторянах. Гендиректор ALTAS Commercial Transport Эдвардас Радзявичюс обнародовал планы по выходу фирмы на рынок Великобритании и Ирландии, а в качестве доказательства был представлен праворульный вариант Cityline. На премьере 30-местного 8,44-метрового микроавтобуса Viator (шасси IVECO Daily 70C18) были обнародованы цифры Ассоциации литовских машиностроителей LINPRA: экспорт техники составляет 76% от местного производства: 20% составляет прицепная техника, а 4% – автомобили. Всего в машиностроении Литвы занято 46 000 работников.
Турецкие дилижансы
Распространённое заблуждение, что на шасси грузовика автобус не построишь, разбивается о действительность. Steinborn Omniusvertreueb GmbH для развенчания этого мифа представила турецкий Erduman LUX 9670 на шасси Mercedes-Benz Atego 12.240 Lord HD. При длине 9 метров салон вмещает 39 пассажиров (+2 откидных кресла), что наводит на мысль об ориентации «турка» на рынок лоу-коста Южной Европы. Это подтверждает и ценник в 165 тыс. евро. При этом все турецкие компании не скрывают, что их априори интересуют внешние рынки! Какой-то СССР, честное слово!
Для сравнения: новейший 48-местный туристский Van Hool EX16M, выпускаемый в Македонии, стоит 247 тыс. евро – это на 20 тысяч дороже его предшественника EX16H, и такой прайс не каждый турецкий производитель вытянет. При этом Van Hool стал ещё легче, экономичнее и более тихим за счёт монтажа двигателя на специальных амортизаторах на подрамнике. Но голландского продуцента хотя бы интересует американский рынок, для которого специально выпускают серии TX16 Astron!
Интересы турецких производителей жёстко очерчены не только ближним кругом соседних регионов, но и центральной Европы.
Karoseri Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş уже знакома потребителям Италии и ФРГ, но в СНГ её марка Güleryüz неизвестна вообще. Тем удивительнее было узнать, что в её программе имеются двухэтажные даблдеккеры, которые должны составить конкуренцию китайским моделям.
В 2018 году серьёзно расширена линейка туристических автобусов, начиная с 13-метрового Temsa Maraton и заканчивая компактным 9,5-метровым Isuzu AOS Visigo Hyper, который получил высший «платиновый» уровень оценки в конкурсе «A’ Design Award & Competition 2018». Интересно, что в том же году «золотой» уровень за дизайн получила городская модель NOVOciti LiFe Premium, выпускаемая Anadolu Isuzu Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş.
Обновление модельных рядов в Турции не в последнюю очередь зависит от целой индустрии поставщиков. Светотехника с передовых немецких моделей всё чаще неожиданно обнаруживается и на свежих турецких моделях. По первому чиху законодательства машины становятся либо уровня Euro 6, либо переводятся на электротягу.
Так и появляются электробусы Temsa Avenue Electron Li–Ion или Isuzu NOVOciti LiFe Premium, в названии которых уже сходу упомянута технология аккумуляторов. Небольшой Karsan Atak Electric оборудован пятью тяговыми батареями по 44 кВт от BMW i3. На них электробус может пройти до 300 км с одной зарядки.
Выход на внешний рынок в Турции спровоцирован кризисом и жёсткой конкуренцией на рынке и фирмы идут на чудеса планировки. Так, мидибус Karsan Jestronic длиной 5,8 м с 3-литровым двигателем FPT F1C 170 л.с. только в базе имеет пять вариантов компоновки как с объединёнными сиденьями, так и с индивидуальными креслами на 9–15 посадочных мест. Несмотря на свои габариты, туда спокойно можно ещё набить человек 15. Внешне бюджетный 10-метровый «высокопольник» Otokar Ulyso T оснащён 320-сильным дизелем Cummins ISB6.7E6C320 уровня Euro 6, но за туалетной кабиной (отнимающей 2–4 места) показывает чудовищную пассажирскую плотность: при 43 местах расстояние между спинками кресел в вертикальном положении не превышает 700 мм.
За потенциалом китайской экспансии ревностно смотрят на юге Европы. В Турции по примеру широкого развернутого фронта Howo, FAW, Foton и BYD (электротягачи) на Ближнем Востоке и в Африке хотят видеть себя в кругу мировых «грузовых брендов».
BMC Automotive Industry and Trade Inc., крупнейший в Турции производитель коммерческих и военных автомобилей, к грядущему 55-летию поставил цель стать мировым брендом. Ради такой цели запущено новое семейство грузовиков Tugra, включающее семь базовых машин от строительных самосвалов до магистральных тягачей.
На выставке впечатляло огромное количество электробусов, среди которых были Volgabus, SOR, Ebusco (12-метровый Electric 2.1), Ekova Electric с трансмиссией ZAwheel VO.3 и URSUS (бывш. AMZ) с моделью CitySmile. В автобусе Solbus Syntus пошли ещё дальше, разместив на крыше водородные топливные элементы.
И всё-таки китай
С начала продаж автобусов в Европе в 2010 году BYD продала более 600 электробусов, что составляет 20% рынка. Всего в мире реализовано более 35 000 электрических автобусов. Второе пришествие BYD на IAA 2018 ознаменовано появлением двух новинок семейства 6T4 с новым дизайном new look: 12- и 18-метрового электробусов с зарядкой от пантографа и железо-фосфатными АКБ. BYD 12 eBus начали выпускать в г. Комаром (Венгрия), тогда как сочленённый – во французской Бове.
Снаряжённая масса 12-метровых электробусов у всех производителей составляет 12,5–12,8 т, а полная достигает 19 т и ничто не предвещает снижение этих параметров. Мощность привода зависит скорее от условий и поставщиков элементной базы. При схожей вместимости (29–35 посадочных мест и пассажировместимость 90 человек) BYD 12 eBus и SOR NS12 Electric оборудованы электродвигателями на 160 кВт. А вот электробусам San Bus King TEG6125BEV компании CRRC с литиевыми батареями потребовались моторы мощностью 280 кВт. Партию этих машин, выпускаемых китайской компанией CRRC, уже поставили в австрийский Грац. Выбор китайского производителя уже выходит за рамки случайности и возникает ощущение, что лайнеры из Поднебесной однажды взойдут на подиум Bus of the Year.
Япония на фоне таких громких и амбициозных премьер электроавтобусов из Китая и Европы, выглядела белой вороной в самом широком смысле. Обновлённый в 2017 году Hino Poncho EV (мод. SDG-HX9JLBE) габаритами 6,99х2,1х3,1 м сродни «ГАЗели» комплектуют махоньким электромотором на 30 кВт, который запитывается от Li–Io батарей.
Ваш комментарий будет первым