Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Принципы работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Несмотря на то, что российские ученые, как известно, самые лучшие ученые в мире, сделать из устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» прибор для слежки за водителями то ли не смогли, то ли задачи такой не стояло. Мы поговорили с представителями АО «ГЛОНАСС», являющегося оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выяснили все подробности о принципах ее работы и о том, что она умеет делать на самом деле. Как оказалось, возможностей у системы множество — о них и расскажем.

Как это работает

Если в двух словах, то экстренный вызов через устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» аналогичен вызову по номеру 112 с мобильного телефона. Но на этом сходства заканчиваются. Сам модуль, как правило, глубоко интегрирован в конструкцию транспортного средства и существенно отличается по стойкости к механическим воздействиям и ударам, так как должен сохранять работоспособность даже при очень сильном ДТП. Корпус модуля имеет степень защиты не менее IP57. Внутри установлен сим-чип, с помощью которого и осуществляется экстренный вызов по сети одного из федеральных сотовых операторов, который автоматически выбирается по самому высокому уровню сигнала. Так достигается максимальная зона покрытия.

Именно благодаря сотовой связи модуль устанавливает связь с оператором фильтрующего контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС», но это происходит лишь в момент нажатия кнопки экстренного вызова или в момент серьезного ДТП, когда модуль срабатывает автоматически.

Необходимо отметить, что автоматический вызов получает наивысший приоритет — эти запросы не требуют дополнительной обработки и сразу переводятся в службы экстренного реагирования. Время, необходимое для передачи информации о ДТП в Систему-112, не превышает 19 секунд. Ровно через столько времени сигнал доходит до конечного получателя — служб экстренной помощи — но лишь в тех субъектах РФ, где обеспечено постоянное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и Системы-112. Отметим, что координирует действия по созданию и развитию данной системы МЧС. В остальных регионах процесс может занимать 2-3 минуты, так как сигнал передается в экстренные службы через территориальные органы МВД.

Где это работает

«ЭРА-ГЛОНАСС» работает на территории всей России. Но используемая схема взаимодействия оператора системы с экстренными службами (напрямую через Систему-112 или через территориальные органы МВД) зависит от региона. На данный момент Система-112 полностью введена в эксплуатацию лишь в 22 субъектах, и взаимодействие с «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечено пока лишь в этих зонах. Среди них, как ни странно, пока нет Москвы. На Дальнем Востоке этим пока вообще может похвастать лишь Хабаровский край. Но география применения «ЭРА-ГЛОНАСС» в интеграции с Системой-112 постоянно расширяется.

На сегодня работы по сопряжению систем завершены уже в 54 субъектах РФ, и после запуска в них в 2019 году Системы-112 в постоянном режиме география такой интеграции будет существенно расширена. Это позволит системе «ЭРА-ГЛОНАСС» заработать в полную мощь и реализовать то, ради чего она создавалась — почти мгновенную передачу информации о ДТП в экстренные службы.

Что на самом деле передает «ЭРА-ГЛОНАСС»

После срабатывания устройства вызова осуществляется передача в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» так называемого минимального набора данных (МНД — это время и точные координаты места происшествия, а также VIN транспортного средства, тип используемого топлива, категория автомобиля, направление его движения. Также МНД опционально содержит дополнительную информацию: число пассажиров, оценку степени тяжести аварии и вид ДТП. Система определяет даже направление удара и факт опрокидывания.

Вся эта информация помогает службам экстренного реагирования составить максимально подробную и объективную картину происшедшего. Причем если из-за низкого качества сотового сигнала совершить звонок не удалось, модуль автоматически дублирует отправку смс-сообщения с МНД. Оно в любом случае передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и является чем-то вроде страховки на случай плохой связи.

Мифы и заблуждения

В интернете размещено большое количество видеороликов с переговорами водителей и сотрудников служб экстренного реагирования по поводу уточнения местонахождения машины, имени обращающегося и т.п. Нам пояснили, что это часть регламента, по которому действуют сотрудники структур МВД. Ситуация, показанная в роликах, характерна только для регионов, где Система-112 еще не работает в постоянном режиме. В этом случае вызов от оператора «ЭРА-ГЛОНАСС» передается в службы экстренного реагирования в неавтоматизированном виде — в течение 2-3 минут.

Если при этом есть голосовое соединение, и пострадавший может сам сообщить о происшествии — он беседует с сотрудником дежурной части МВД, а оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» присутствует при разговоре. В случае, если пострадавшему трудно говорить или он не может назвать точное место ДТП, оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» передает экстренным службам адресную и другую имеющуюся информацию.

Шанс попасть в слепую зону, где нет покрытия ни одного оператора «большой тройки», есть. К примеру, трасса М4 «Дон», по данным Роскомнадзора, при протяженности 1515 км имеет уровень покрытия в среднем 98,9%. Это высокая степень покрытия, но все же не идеальная. Трасса М5 «Урал» покрыта лишь на 94,35%. И это лишь магистрали — артерии, по которым движется основной трафик страны. В глубинке, где уровень сигнала зачастую зависит от особенностей рельефа, он априори ниже. Так что над этим вопросом операторам связи еще предстоит поработать. Но в любом случае доступность связи по сим-чипу «ЭРА-ГЛОНАСС», имеющему возможность осуществить экстренный вызов одному из операторов большой тройки, гораздо выше по сравнению с обычной мобильной связью.

Как ни странно, но устанавливаемые в автомобили устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут иметь отличия. Производство обеспечивает не АО «ГЛОНАСС», являющееся оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а любой производитель автоэлектроники, прошедший сертификационные испытания и имеющий контракт с автопроизводителем. Именно поэтому для производства модуля может использоваться различная электронная компонентная база, а внешний вид устройства может отличаться. Функциональные же свойства — идентичны.

Но «ЭРА-ГЛОНАСС» умеет быть не только безопасной, но и полезной. Например, услуга «Помощь на дороге» позволяет водителю при необходимости вызвать сервисные службы с помощью кнопки «SOS». Два южнокорейских бренда уже начали предоставлять покупателям своих новых автомобилей услуги авто-консьержа и технической помощи через встроенный в автомобили блок «ЭРА-ГЛОНАСС», причем бесплатно в рамках своих программ лояльности. То есть, система способна не только реагировать на аварию, но и делать поездку более комфортной.

Государство уже предусмотрело необходимость содержания устройства вызова в рабочем состоянии. Работоспособность устройства проверяется при прохождении технического осмотра. Галочку в диагностической карте нужно поставить напротив пункта 67. Именно поэтому даже думать не стоит о том, чтобы брать такой модуль где-то на разборке по дешевке. Устройство индивидуально для каждого авто: модуль от другого автомобиля даже той же модели и комплектации не будет работать корректно.

Некоторые из особенностей системы и сервиса можно использовать при продаже или покупке б/у автомобиля. К примеру, если вы купили подержанный автомобиль с установленным модулем, то на правах владельца можете обратиться с официальным запросом в АО «ГЛОНАСС» с просьбой предоставить информацию о том, не была ли она участником ДТП. Возможно, в будущем появится возможность автоматизировать предоставление информации, пока же таких запросов практически нет. Конечно, покупая бэушный автомобиль, вы можете запросить такую историю у предыдущего владельца. Но не всегда ему будет выгодно предоставить вам ответ.

И да, устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» постоянно находится в спящем режиме, просыпаясь лишь по нажатию кнопки или при автоматическом срабатывании в момент тяжелой аварии. После срабатывания устройство вызова остается активно еще 60 минут для того, чтобы экстренные службы могли связаться и уточнить какую-либо информацию, к примеру, о состоянии пострадавших или об оказанной им помощи. По прошествии этого времени система снова «засыпает» и никакие данные никуда не передает — это технически невозможно, более того, не предусмотрено ГОСТами, устанавливающими требования к устройствам вызова экстренных служб системы.

Напоследок скажем два слова о расхожем мифе — постоянной слежке за водителями с помощью встроенных устройств вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Самым параноидальным водителям мы даем простой совет: если не хотите слежки, сломайте и выбросьте (лучше сожгите) свой смартфон. В отличие от автомобиля, его вы всегда носите в кармане, и он о вас знает гораздо больше.

Источник