Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Автобус из Челябинского Троицка АМД-2229

Максим Шелепенков.

Грешным делом я подумал, что к нам пожаловал еще один китайский автобус, но почему на передней панели у него наклеен российский триколор? Стоп, а кто сказал, что это китайский автобус?! На эмблеме явно просматриваются буквы АМД, написанные кириллицей. Но что это за марка? Обойдя автобус по кругу, я не нашел больше никаких поясняющих надписей. На ум приходил только один производитель – «Авто-Модуль» из Троицка (Челябинская область). Когдато, лет шесть назад, они изготовили порядка двадцати автобусов «Увелька», а потом пропали. Неужели это их наследник?

На ошибках учатся

Наведенные справки лишь подтвердили мои догадки. Хотя производитель теперь назывался поновому – АМД, корни все равно видны, даже в названии. А вот автобус совершенно новый, к прежнему не имеет никакого отношения. Достаточно сказать, что он полностью спроектирован сотрудниками фирмы, на что у них ушел не один год. Именно этим объясняется длительная пауза в деятельности фирмы. Первый скороспелый проект пришелся тогда не ко времени, да и прямое копирование чужого опыта не принесло удачи. Ошибки учли и новую конструкцию создавали более тщательно и обдуманно.

Тест-драйв автобуса АМД-2229, журнал «Грузовик Пресс»

Сюрприз компоновки

На первый взгляд новый автобус ничем не примечателен. Коробочка она и есть коробочка, только очень маленькая. По длине и ширине почти как «ГАЗель», а по высоте чуть более. Но при более тщательном знакомстве сюрпризов оказалось предоста точно.

Первое, на что обращаешь внимание, – заднее размещение силового агрегата. При таких габаритах двигатель сзади?! Как это вообще возможно?! Оказалось, возможно, если правильно скомпоновать агрегаты. Двигатель от IVECO китайского производства вместе с коробкой передач расположен сзади продольно (sic!). Карданная передача от силового агрегата проходит сначала над ведущим мостом к простейшему редуктору, расположенному почти в центре базы автобуса, а потом возвращается в противоположную сторону к мосту. В результате такой хитрой компоновки использованы все серийные агрегаты, кроме редуктора. Более того, не пришлось применять угловые редукторы с короткими и чаще всего плохо уравновешенными карданами, обычно неизбежными при заднем расположении двигателя. Есть и еще один плюс в такой компоновке, очень существенный при малых габаритах автобуса – благодаря переместившемуся в центр редуктору улучшилась развесовка по осям. Раз уж мы сразу заглянули под автобус, то отметим стандартные передний и задний мосты от IVECO. Причем передний очень компактный, с независимой торсионной (!) подвеской колес. Стабилизаторы поперечной устойчивости присутствуют на обоих мостах. Тормоза на всех колесах дисковые, естественно, с ABS.

Хорошо виден механизм открывания передней двери

Хорошо виден механизм открывания передней двери

Свободный вход через дверь в переднем свесе – недостижимая мечта на многих малых автобусах

Свободный вход через дверь в переднем свесе – недостижимая мечта на многих малых автобусах

Модульность

Следующий момент, на который невольно обращаешь внимание, – это модульность конструкции (вспомним бывшее название фирмы…). В чем это выражается? В том, что передок машины вместе с кабиной водителя и задняя часть вместе с силовым агрегатом – это самостоятельные сборочные единицы. Варьируя длину средней пассажирской вставки, мы можем получить различные по длине и пассажировместимости автобусы, без серьезного вмешательства в конструкцию самой машины. Но и это еще не всё! Центральная вставка может быть не только пассажирской, но и грузовой, в том числе приспособленной для специального оборудования (лабораторию заказывали?). В смелых планах создателей предусмотрен также классический вариант компоновки машины с передним расположением двигателя, и тогда ничто не мешает созданию настоящих фургонов и машин скорой медицинской помощи (высота салона изначально достаточная даже для реанимационных машин) на этой базе.

Один из аспектов модульности конструкции – панельная, полностью пластиковая внешняя обшивка кузова, включая крышу. Если еще добавить пластмассовые анкеры в надколесные ниши (сейчас они отсутствуют), то все традиционные места, подвержен ные коррозии, будут в АМД вы полнены из пластмассы.

Выезжающие наружу двери обеспечивают широкий дверной проем

Выезжающие наружу двери обеспечивают широкий дверной проем

Цветастые китайские сиденья хоть немного разбавляют серый тон всего салона

Цветастые китайские сиденья хоть немного разбавляют серый тон всего салона

Заглянем в салон

Что же при всех этих ухищрениях мы имеем в салоне? Все сиденья установлены по ходу движения. Всего их 18, при том что на «ГАЗели» при тех же внешних габаритах – 13. А в автобусе АМД еще предусмотрены места для стоящих пассажиров, доводящие общую пассажировместимость до 27 человек. При этом для входа и выхода предусмотрены две автоматически открываемые водителем двери с поавтобусному сделанными подножками. Немаловажное значение имеет еще и то, что первая дверь находится непосредственно в переднем свесе, и водитель может принимать плату от пассажиров самостоятельно, без кондуктора. Уровень пола в салоне, благодаря удачной компоновке агрегатов и колесам небольшого размера, находится очень низко от уровня дороги (всего две ступеньки), и вход-выход не осложняет жизнь пассажирам. Комфорту поездки способствует и высота потолка в салоне (1900 мм) – пригибаться при перемещении по салону нет необходимости.

Все сиденья установлены на пандусах, это позволило разместить под ними некоторые узлы автобуса и колесные ниши, не поднимая уровня пола в проходе

Все сиденья установлены на пандусах, это позволило разместить под ними некоторые узлы автобуса и колесные ниши, не поднимая уровня пола в проходе

Планировка салона внутри – как у «взрослого» автобуса, только сиденья стоят в три ряда, а не в четыре. Проход между рядами сидений получился широким

Планировка салона внутри – как у «взрослого» автобуса, только сиденья стоят в три ряда, а не в четыре. Проход между рядами сидений получился широким

Не обделен вниманием в АМД и водитель. Его рабочее место напоминает кабину большого городского автобуса, с поправкой на габариты машины. Удачно расположен рычаг переключения передач (с тросовым приводом), он не выступает за пределы передней панели и не мешает проходу на водительское сиденье. А с другой стороны, пользоваться им удобно, так как он все гда под рукой.

У автобуса неплохая маневренность – гидроусилитель руля и управляемые колеса, поворачивающиеся на большой угол. Огромное ветровое стекло, подрессоренное сиденье, регулируемая рулевая колонка, индивидуальный отопитель у водителя – все это также способствует успешной работе на маршруте.

Рычаг переключения КП расположен удачно и не мешает проходу на водительское сиденье

Рычаг переключения КП расположен удачно и не мешает проходу на водительское сиденье

Комбинация приборов не заимствована c другого автомобиля, а разработана самостоятельно с использованием шкал приборов от IVEC

Комбинация приборов не заимствована c другого автомобиля, а разработана самостоятельно с использованием шкал приборов от IVEC

К пуговицам претензии есть?

Но как на любом опытном образце, не все идеально и в этой машине. Пока на ней все стекла установлены «глухие», без форточек, что неудобно, особенно водителю. Для того чтобы обратиться к водителю с улицы, на испытаниях приходилось открывать двери или общаться жестами. Есть замечания и к установке зеркал заднего вида. Правое зеркало сейчас частично загораживается стойкой крыши и в него ничего не видно. Но это все легко исправляемые мелочи. А есть вещи, над которыми создателям еще придется тщательно поработать – это качество отделки салона. Видно, что даже на опытном образце изготовители старались все сделать качественно (что бывает не всегда), но даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить – отделка салона получилась на уровне большинства отечественных автобусов, которые проигрывают даже китайским образцам. Я говорю не о подгонке элементов, а о материалах, которые использованы в салоне. Серо и скучно…

Отрадно, что на ходу автобус оказался не таким шумным, как ожидалось. И в то же время работа двигателя, особенно на заднем ряду сидений, прослушивается весьма отчетливо. Хорошо ощущается и вибронагруженность. Но что совсем неприемлемо – на некоторых режимах работы двигателя по салону идет неприятно давящий низкий гул. Однозначно с этим надо чтото делать.

Тест-драйв автобуса АМД-2229, журнал «Грузовик Пресс»

Тест-драйв автобуса АМД-2229, журнал «Грузовик Пресс»

Техническая характеристика автобуса АМД-2229
Общая пассажировместимость, чел. 27
Число мест для сидения, чел. 18
Полная масса, кг,

  • в том числе:
    • на переднюю ось
    • на заднюю ось
5185

1950 (38%)
3235 (62%)

Двигатель:

  • мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н·м
IVECO турбодизель, Euro 3, I-4
125 при 3600 мин–1
269 при 1900 мин–1
Коробка передач Механическая, 5-ст.
Подвеска:

  • передняя
  • задняя
Независимая, торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Зависимая, рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза Дисковые на всех колесах, с ABS

Амбиции и планы

Как ни странно, при такой нестандартной компоновке для микроавтобуса класса М2 конструкция получилась вполне жизнеспособной и даже в чем-то выигрышной. Автобус, который вывидите на снимках, сейчас проходит (и весьма успешно) сертификационные испытания на полигоне в Дмитрове, а на заводе в Троицке уже готовятся к серийному выпуску АМД-2229. Как заверили представители завода, готовность производства оценивается на 99%. И действительно, на момент написания статьи на предприятии уже начали собирать первую промышленную партию из десяти автобусов.

И хотя сейчас явно чувствуется некоторый дефицит машин такого класса и огромная заинтересованность перевозчиков в данном типе ТС, амбиции у нового производителя пока скромные: насытить бы свой регион – Челябинскую область, а потом уже думать о других.

Тест-драйв автобуса АМД-2229, журнал «Грузовик Пресс»

ООО «Авто-Модуль» – дочерняя фирма Магнитогорского металлургического комбината организовала в 2001 г. производство автобусов АМ-3249 «Увелька» на площадях Уральского машиностроительного завода, бывшего Уральского завода газоочистительной аппаратуры (УЗГА) в городе Троицк Челябинской области. Четырнадцатиместный автобус «Увелька» (в школьном варианте АМ-3249-01 – 18 мест) классической компоновки был оснащен двигателем турецкой фирмы Tumosan модели 4D39A мощностью 90 л.с. Прототипом для него послужил мелкосерийный турецкий автобус «Пантера» (Pantera DM-14). Сейчас предприятие переименовано в ООО «АМД».

Источник

Тема Mission News от Compete Themes.