Пленум Верховного суда вынес постановление N 26 в городе Москве «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», которое поможет урегулировать споры между перевозчиками такси и их пассажирами при возникновении конфликтных ситуаций в целях компенсации ущерба в аварии при поездке в такси.
Методы работы агрегаторов такси стали серьезной юридической проблемой для законопослушных пассажиров. Добиться компенсации, если по вине водителя такси произошло ДТП, порой не так уж просто. Проблему власти стараются решить, идя в наступление на безответственных агрегаторов (не все такие, но их хватает) сразу по нескольким юридическим фронтам.
Весной текущего года Минтранс отправил в правительство проект закона, который, если будет принят, позволит тщательней проверять действующие разрешения на перевозку у таксистов. Дело все в том, что, заказывая такси по телефону через агрегатор, мы в качестве пассажиров не можем быть до конца уверены, что приедет официально зарегистрированный профессионал. Вполне возможно, что под личиной официального водителя такси может оказаться все тот же таксист-нелегал, который ни за что не отвечает и подключен к компании, распределяющей заказы между таксопарками, лишь с одной целью – собирать те самые заказы.
Согласно статистике, порядка 80 тыс. водителей такси, 15% от работников рынка услуг, получают лицензию на перевозку только для того, чтобы подключиться к компаниям-посредникам, дающим работникам такси клиентов. Как только цель водителями достигнута, они нередко аннулируют разрешение на перевозку, получая вложенные деньги и уходя в «подполье», становясь нелегалами. Преференции для таких работников колоссальные – никакой ответственности ни перед государством, ни перед клиентами-пассажирами.
В самых страшных случаях, когда автомобиль попадает в ДТП и пассажир получает тяжкие травмы или погибает, добиться компенсации от таких нелегалов, по сути «бомбил», крайне сложно даже через суд. И хотя водителю или владельцу рабочего автомобиля спустить на «тормозах» содеянное точно не получится – компенсировать так или иначе придется, самыми защищенными от закона в этой нелегальной цепочке оказываются именно агрегаторы такси. Нередко недобросовестные компании выступают как поставщики информационных услуг. И суды это принимали на веру.
Не поверил в такую безнаказанность и Верховный суд. В одном из судебных разбирательств по делу о гибели пассажира такси он обратил внимание на ряд фактов, которые явно указывали на то, что такси действовало от имени компании-агрегатора. Одними из главных доказательств этого стали:
SMS-оповещение от компании-агрегатора
Прописанная стоимость оказанных услуг поездки
И благодарность за выбор именно данной компании. Так сказать, подпись от фирмы.
Компания-агрегатор заказов тоже должна отвечать за опасные для жизни услуги!
Очередным шагом к нормализации ситуации на рынке услуг перевозок стало постановление пленума ВС, в котором с законодательной точки зрения прописаны особенности взаимоотношений клиента и работника такси. Главным пунктом, помимо оговоренных в постановлении условий перевозки багажа и ответственности при его утрате, а также норм трактования заключения договора, стал пункт № 9 документа:
Этот крайне важный пункт позволит закрыть лазейку для компаний, которые очень полюбили перекладывать тяжелый груз ответственности на своих водителей. Теперь суды должны будут подходить к решению возникших споров более комплексно, а требовать компенсации ущерба пострадавшим пассажирам можно будет и с компаний, оказывающих услуги.