Этот легкий двухосный полноприводный бронеавтомобиль был создан 64 года назад. Он был разработан и изготовлен на Горьковском автомобильном заводе в 1942 г. по инициативе В.А. Грачёва, которого поддержало руководство завода. В качестве базового шасси был использован легковой двухосный полноприводный автомобиль ГАЗ-64. В разработке конструкции бронеавтомобиля БА-64 принимали участие В.А. Грачёв (руководитель), Ф.А. Лепендин (компоновщик), В.Т. Комаров, В.Ф. Самойлов, Ю.Н. Сорочкин и др.
Внешний вид бронеавтомобиля БА-64
Габаритная схема БА-64
БА-64 стал первым отечественным полноприводным бронеавтомобилем
БА-64 и БА-64Б принимали участие в освобождении польских, венгерских, румынских и австрийских городов, а также в штурме Берлина
Проектирование и изготовление бронеавтомобиля БА-64 продолжалось около шести месяцев (с 17 июля 1941 г. по 9 января 1942 г.). 10 января 1942 г. новый бронеавтомобиль осмотрел член Государственного Комитета Обороны маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний 3 марта 1942 г. бронеавтомобиль БА-64 был представлен членам Политбюро ЦК ВКП (б). Летом 1942 г. после успешного завершения государственных испытаний первая партия серийных бронеавтомобилей БА-64 была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 В.А. Грачёв постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 г. был удостоен Сталинской премии. Бронеавтомобиль БА-64 был первой отечественной серийной полноприводной колесной бронированной машиной, отличавшейся от довоенных бронеавтомобилей устройством корпуса, башни и установкой вооружения. Для корпуса бронеавтомобиля БА-64, броневые листы которого соединялись между собой электросваркой, были характерны большие углы наклона их вертикальной плоскости, большая толщина (лоб 9…15 мм; борт 7…9; башня – 10; крыша – 6 и днище – 4 мм), сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Впервые в смотровом люке перед водителем устанавливался зеркальный прибор наблюдения с пуленепробиваемыми стеклами «Триплекс», примененный ранее на советском танке Т-60. В верхних боковых листах отделения управления корпуса устанавливались лючки для бокового обзора, открывавшиеся при необходимости водителем. Башня бронеавтомобиля БА-64 имела форму усеченной восьмигранной пирамиды, броневые листы которой тоже соединялись электросваркой. В передней части башни БА-64 была амбразура для ведения огня по наземным целям. Сверху башня была открыта. Это обеспечивало возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась на крыше корпуса бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием стрелка, сидящего на поворотном сиденье, который мог повернуть ее и остановить в требуемом направлении с помощью тормоза. На боковых стенках башни устанавливались приборы наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя. Изготовление корпусов и башен первых серийных бронеавтомобилей БА-64 производилось на Выксинском заводе, имевшем для этого необходимое технологическое оборудование. Впоследствии и Горьковский автомобильный завод освоил производство корпусов и башен. На бронеавтомобиле БА-64 был установлен среднекалиберный (7,62-мм) пулемет ДТ (Дегтярева танковый) образца 1929 г., предназначенный для поражения открыто расположенной живой силы противника на расстоянии до 1000 м. В этом бронеавтомобиле впервые была универсальная установка пулемета, обеспечивавшая круговой обстрел из башни наземных и воздушных целей с углами обстрела по вертикали от –36 до +54°. Для стрельбы по воздушным целям, летящим на высоте до 500 м, пулемет снабжался кольцевым прицелом. Темп стрельбы пулемета составлял 600 выстр./мин, а практическая скорострельность – 120 выстр./мин (с учетом времени на прицеливание, ведение огня, перезарядку и перенос огня с одной цели на другую). Пулемет можно было быстро снять с кронштейна крепления в башне (при оставлении экипажем поврежденного бронеавтомобиля) и использовать в пехотном варианте, для чего к нему придавались съемные сошки. Боекомплект бронеавтомобиля БА-64 состоял из 1200 патронов к пулемету (20 магазинов) и шести ручных гранат. Некоторые бронеавтомобили БА-64 были укомплектованы коротковолновыми приемо-передающими радиостанциями РБ или 12-РП. Внутренняя связь поддерживалась непосредственным общением. В бронеавтомобиле БА-64 устанавливался 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения типа ГАЗ-АА мощностью 36,8 кВт (50 л.с.) при 2800 мин–1, обеспечивавший возможность движения по шоссе с неплохой максимальной скоростью – 80 км/ч. Он относился к нижнеклапанным двигателям с рабочим объемом цилиндров 3,28 л, степенью сжатия 4,6 и карбюратором с восходящим потоком рабочей смеси. Пуск двигателя производился электрическим стартером или пусковой рукояткой. В качестве топлива применялся недорогой и недефицитный автомобильный бензин второго сорта. Механическая трансмиссия БА-64 состояла из однодискового сцепления сухого трения (сталь по фрикционным накладкам), 4-ступенчатой КП, одноступенчатой раздаточной коробки, карданной передачи, двух одноступенчатых главных передач с коническими дифференциалами и четырьмя сателлитами и четырех полуосей. Карданная передача имела два карданных вала к ведущим мостам. В карданных сочленениях применялись подшипники скольжения. Трансмиссия имела особенность: у раздаточной коробки передаточное отношение равнялось единице, что объяснялось сравнительно большим передаточным отношением коробки передач (6,4), которая была заимствована у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Рама относилась к лестничному типу и состояла из двух лонжеронов швеллерного сечения, пяти поперечин, на которых крепились агрегаты и узлы машины. Подвеска БА-64 зависимая. В качестве упругих элементов подвески применялись продольно расположенные четыре передние четвертьэллиптические рессоры и две задние полуэллиптические рессоры с гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами. Подвеска обеспечивала бронеавтомобилю возможность движения по шоссе и грунтовым дорогам с неплохими средними скоростями – 40 и 25 км/ч соответственно. Колеса дисковые с широкими спицами. На них монтировались пневматические шины низкого давления с размерами 7.00-1611 с протектором типа «косая елка». Колея передних и задних колес практически совпадала – 1290…1240 мм. Колеса комплектовались пулестойкими шинами типа «ГК», позволявшими бронеавтомобилю сохранять подвижность и боеспособность при попадании в них пуль, мелких осколков снарядов и гранат или при наезде на колючую проволоку. Запасное колесо крепилось на заднем борту корпуса машины. Рулевое управление БА-64 было левостороннее с рулевым механизмом типа «червяк» и «двойной ролик». Радиус поворота по колее переднего наружного колеса был небольшим и составлял 6,4 м, что было значительно меньше максимально допустимого – 12 м. Тормоза одноконтурные колодочные с механическим приводом. Ножной и ручной тормоза (рабочий и стояночный) действовали на все колеса. Электрооборудование БА-64 было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 6 В и положительными выводами зажимов источников и потребителей электрической энергии на корпус. Источниками электрической энергии были генератор постоянного тока и стартерная 6-вольтовая аккумуляторная батарея ЗСТ-100. Система зажигания двигателя батарейная. У этого бронеавтомобиля были завидные по тому времени параметры проходимости. Он мог преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30%, ров (канаву) шириной 0,5 м, эскарп с высотой стенки 0,35 м, брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 17°. Дорожный просвет был неплохим – 210 мм, что позволяло ему двигаться по грунтовым дорогам со сравнительно глубокими колеями и не задевать за грунт картером главной передачи переднего моста. Обращал на себя внимание большой запас хода БА-64 по топливу, равный 635 км (по шоссе), что было вполне достаточно для машины, применявшейся в Вооруженных Силах. Бронеавтомобиль БА-64 имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели, составлявшие 2400 кг (боевая масса) и 3350х1535х1690 мм, что позволяло ему свободно проезжать по деревянным мостам в сельской местности, легко вписываться в складки местности и маскироваться. Экипаж бронеавтомобиля БА-64 состоял из двух человек: командира и водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности пулеметчика и радиста и размещался в боевом отделении. Водитель располагался в отделении управления. Весной 1943 г. бронеавтомобиль БА-64 модернизировали: улучшили его поперечную устойчивость, увеличили мощность двигателя и усилили переднюю подвеску. Поперечная устойчивость была заметно улучшена путем расширения его колеи с 1240 до 1446 мм, что увеличило допустимый угол крена с 17 до 25°, мощность двигателя возросла до 39,7 кВт (54 л.с.), а переднюю подвеску усилили путем установки на переднем мосту четырех амортизаторов вместо двух. Все эти мероприятия были проведены на новой базовой машине, получившей обозначение ГАЗ-67. При модернизации незначительно увеличились габаритная ширина бронеавтомобиля до 1700 мм и масса на 25 кг. Показатели проходимости модернизированной машины (кроме крена) практически не изменились. Модернизированный бронеавтомобиль получил новое обозначение БА-64Б. Бронеавтомобиль БА-64 и его модификация имели несколько опытных образцов с расширенными тактическими возможностями. К ним относились десантный вариант, вмещавший 6 десантников (1942 г.); железнодорожный, приспособленный для движения по железнодорожному пути (1943 г.); вариант со снегоходным движителем (1943 г.), вариант с крупнокалиберным (12,7-мм) пулеметом ДТТТК (1944 г.) и штабной (1944 г.). Серийные бронеавтомобили типа БА-64 отличались простотой устройства, надежностью в боевом применении, неприхотливостью в эксплуатации и заслуженно пользовались доверием у воинов Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Их по праву называют оружием Победы. Уместно заметить, что они были последними отечественными бронеавтомобилями. На смену им пришли бронетранспортеры типа БТР-40 и БТР-152 (оба в 1950 г.), имевшие более широкие тактические возможности. Серийное производство БА-64Б продолжалось на Горьковском автомобильном заводе до 1946 г. |
БА-64 стал первым отечественным полноприводным бронеавтомобилем. Он успешно преодолевал крутые подъемы на твердом грунте, броды глубиной до 80 см и скользкие косогоры с уклоном до 17°. Автомобиль уверенно чувствовал себя на пашне и песке и уверенно трогался с таких грунтов после остановки. Отсутствие больших свесов впереди и сзади облегчали БА-64 преодоление канав, воронок и ям. Живучесть броневика увеличивали пулестойкие шины «ГК» (губчатая камера). |
БА-64 прекрасно проявил себя в уличных боях благодаря возможности ведения огня по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие в освобождении польских, венгерских, румынских и австрийских городов, а также в штурме Берлина. По данным военных, ими было принято 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б (с рацией – 3390). Последние 62 автомобиля изготовили в 1946 г. |
Источник http://www.gruzovikpress.ru/
Ваш комментарий будет первым