Говоря о концептуальных грузовиках, нельзя обойти вниманием одного из самых известных и эксцентричных дизайнеров XX века, профессора Луиджи Колани. Именно он стал основоположником идеи радикального снижения аэродинамического сопротивления по отношению к грузовым автомобилям, представив еще в 1978 (!) году первый концептуальный магистральный тягач с яйцеобразной кабиной. Читатели постарше, наверное, помнят фото этого «аппарата» в журнале «Техника–молодежи» за 1978 год, оставившего тогда неизгладимое впечатление, причем в то время почти каждый из читателей вполне резонно мог предположить: «Вот оно, будущее!» Реальное будущее оказалась несколько иным, хотя сам маэстро в то время наверняка мечтал о большем…
Художник, дизайнер, скульптор, архитектор и дипломированный инженер по аэродинамике Луиджи Колани родился в 1928 году в Берлине в состоятельной семье швейцарского художника, причем при рождении мальчика назвали Лутц. Имя Луиджи появилось как творческий псевдоним, когда Колани после окончания Берлинской школы искусств переехал в Париж и начал серьезно изучать аэродинамику в Сорбонне. Именно тогда молодой дизайнер сформировал первые принципы бионики и впоследствии воплотил их в многочисленных проектах, от авторучки до воздушного суперлайнера.
Особое место в творчестве Колани всегда занимали автомобили. Первым проектом стал Golden Rose на базе FIAT 1100, показанный в 1954 году в Женеве. Затем были экспериментальные Alfa Romeo и BMW, а в 1960 году был представлен первый кит-кар Colani GT на шасси «Фольксваген Жук» с волнообразной боковой линией и огромным ветровым стеклом. Фирменный стиль Колани – плавные округлые линии, словно срисованные с обтекаемых тел дельфинов, китов, акул и прочих обитателей морских глубин.
Тема обтекаемых грузовых автомобилей заинтересовала Колани в середине 1970-х годов. В 1978 году на грузовой выставке IAA во Франкфурте был представлен первый обтекаемый магистральный тягач работы мастерской Колани, названный весьма футуристично для своего времени Colani Track 2001. Огромную обтекаемую кабину, нависающую над акулообразным основанием, отличало круглое ветровое стекло с оригинальным роторным трехлучевым стеклоочистителем. Доступ в салон открывался при подъеме кабины вверх. Благодаря тщательно продуманной форме передней части с характерным клювообразным силуэтом, ставшей впоследствии фирменным знаком грузовиков работы Колани, коэффициент аэродинамического сопротивления Сх удалось снизить до рекордных для того времени 0,4, а расход топлива был снижен на четверть. В то время Track 2001 обошел страницы всей мировой технической и автомобильной прессы, в том числе СССР (та самая «Техника–молодежи») и по праву заслужил восторженные отзывы, однако гиганты мировой автомобильной промышленности проигнорировали творение маэстро.
Для создания следующего тягача Колани организовал в Швейцарии собственную студию большегрузных автомобилей. В основе конструкции тягача второго поколения, впервые представленного в 1980 году, – шасси грузовика Mercedes-Benz 1729 с двигателем мощностью 240 л.с. На этой модели Колани впервые применил полностью стеклянный колпак овальной формы, а кабина была выполнена в виде цельноклееного монокока. Кроме того, для доступа в салон теперь служила дверь в торце кабины. Коэффициент аэродинамического сопротивления у тягача второго поколения был снижен до 0,38, что позволило довести средний расход топлива на трассе до 26,7 л/100 км. Максимальная скорость, несмотря на не самый мощный двигатель, составила 150 км/ч. Для популяризации идеи обтекаемого грузовика Колани при помощи ряда спонсоров организовал пробег Track II по США, в общей сложности тягач прошел около 30 000 км. Впрочем, особого успеха пробег не принес, а компании-производители так и не проявили реальной заинтересованности в промышленном производстве подобной техники. В итоге второй тягач был продан немецкой компании по производству спецодежды Bardusch, перекрашен в синий цвет и… благополучно забыт. Сам маэстро, охладев на какое-то время к грузовым автомобилям, в 1982 году переехал в Японию.
Третий по счету концептуальный тягач Колани создал уже после возвращения в Европу в конце 1980-х, причем над автомобилем работало несколько компаний-подрядчиков и многочисленная группа дизайнеров и модельщиков, оказало поддержку и грузовое отделение концерна Daimler-Benz. В общей сложности на разработку и изготовление ходовой модели ушло несколько лет. Получивший собственное имя тягач Vision 2005 был представлен во Франкфурте в 1995 году. Главные отличия Vision 2005 – более удобный вход в кабину через боковые двери и боковые аэродинамические пилоны, организующие поток воздуха по бокам автомобиля и одновременно поддерживающие массивный стеклянный колпак кабины. Коэффициент Сх на третьем поколении был снижен до 0,32. Донором шасси, как и у второго грузовика Колани, стал тягач Mercedes-Benz, на этот раз 1844LS с 435-сильным турбодизелем. Кабина Vision 2005 получила собственную подвеску, что увеличило комфортность езды. Кроме того, Mercedes-Benz предоставил для третьего грузовика Колани электронные системы безопасности – ABS, систему контроля тяги TSC и экспериментальную в то время систему стабилизации ESP. Конструкция Vision 2005 была тщательно проработана (по большому счету две первые модели не что иное как «самоделки»), и через два года по заказу компании-производителя телевизоров TechiSat был создан еще один грузовик с другим, более агрессивным оформлением передней части на той же агрегатной базе.
К началу XXI века, когда, собственно, производители магистральных тягачей и должны были перейти на формы кузова «от Колани», всем, в том числе, думается, и самому автору, стало понятно, что реально рынок грузовиков не готов к столь радикальной революции в дизайне. Тем не менее маэстро и не думал останавливаться на достигнутом и сделал следующий шаг, частично отказавшись от концепции 1977 года. В 2001 году на автосалоне AMI в Лейпциге был представлен очередной, еще более шокирующий вариант грузовика будущего, получивший название Colani DAF Aero 3000. В качестве шасси на этот раз был использован новейший в то время тягач DAF 95 XF с двигателем 430 л.с., коробкой передач с джойстиком и даже боковыми задними видеокамерами, изображение с которых передавалось на большой экран в центре панели. Правда, совсем от зеркал заднего вида Колани отказаться не решился, подвесив их на изящных тройных кронштейнах. Изменился и силуэт передней части, став вместо двухобъемного трехобъемным: под кабиной появился выступающий воздухозаборник двигателя с обратным наклоном, оптимизирующий воздушный поток с крыльями и дефлекторами. Позднее Colani Aero 3000 приобрела компания Carolinen, производитель минеральной воды, сейчас активно использующая творение маэстро в качестве шоу-трака.
Успех Aero 3000 вновь окрылил Колани, к тому же нашелся весьма мощный спонсор немецкий производитель цистерн Spitzer-Silo, заказавший Колани сразу после премьеры Aero демонстрационный шоу-трак к 50-летнему юбилею фирмы. При столь мощной финансовой поддержке профессор превзошел самого себя, создав, пожалуй, свой лучший грузовик, уже шестой по счету, впервые представленный на IAA’2002 в Ганновере. В качестве «донора» вновь был использован Mercedes-Benz, на этот раз модели Actros с кабиной Mega Space и двигателем мощностью 340 л.с. Весьма кстати оказался и профиль деятельности главного заказчика. Впервые Колани включил в общий дизайн-макет и полуприцеп, в роли которого выступила цистерна круглого сечения – для нее маэстро специально разработал внушительный аэродинамический обвес периметра и обтекатели в передней и задней части. В итоге получился целостный «бионический» образ, напоминающий в профиль огромного кита. Естественно, столь тщательная проработка принесла свои плоды: Сх был снижен до рекордных 0,3, а расход топлива при контрольном пробеге составил всего 20,91 л на 100 км.
Безусловно, профессор Колани – гений биодизайна. Но как и все гении, маэстро всегда был немного не от мира сего, несмотря на мировую славу, как и его гениальные, но так и не ставшие серийными магистральные тягачи. Возможно, именно так будут выглядеть грузовики XXII века, но уже парящие над землей.
P.S. Несмотря на свой более чем почтенный возраст, маэстро полон сил и сейчас готов удивить мир очередным аэрогрузовиком, названным без особых затей SuperTruck. Никаких подробностей о новинке пока нет. Осталось дождаться осенней выставки IAA’2006 в Ганновере, где, судя по всему, и состоится премьера нового шедевра гения биодизайна.