За апрель российскими дилерами было продано всего 53,3 тыс. автомобилей — на 64,4% ниже, чем в апреле 2019 года. Это следует из данных по регистрации новых автомобилей, которые «Газете.Ru» предоставило аналитическое агентство «Автостат Инфо».
Такая ситуация сложилась в результате введения в России с 28 марта нерабочих дней и масштабных карантинных мер, из-за чего наряду с другими объектами торговли запрет на продажу распространили и на автосалоны. Пострадал не только рынок легковых авто: так, в сегменте новых легких коммерческих машин (LCV — фургоны, легкие грузовики и микроавтобусы массой до 3,5 тонны) продажи в апреле упали на 42,6% до 5 154 штук. Суммарно за первые четыре месяца было продано 27,5 тыс. машин (на 12% меньше) категории LCV. Чуть лучше обстоят дела с продажами грузовиков, которые сократились за прошедший месяц на 33% (до 4,6 тыс.), а суммарно с начала года — продажи грузового транспорта снизились на 11,4% (до 21,3 тыс. шт.).
За апрель этого года на учете в ГИБДД было зарегистрировано всего 512 новых автобусов, снижение составило 64%. Всего с января по апрель было продано 3 690 единиц (-3,3%) большого пассажирского транспорта. «Автостат Инфо» выделяет пикапы в отдельную категорию транспорта, поскольку зачастую эти автомобили из-за наличия грузового кузова используются для коммерческих целей, наравне с частными нуждами. Продажи пикапов за прошедший месяц упали на 41% (до 738 шт.), за январь-апрель — снизились на 3,2% (до 4 115 шт.).
На самом деле продажи обвалились бы еще сильнее, если бы не мартовский бум в автосалонах, вызванный девальвацией рубля, объясняет независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«В апреле бизнес московских автодилеров просел фактически на 85%, оставшиеся 15% — это онлайн-продажи (5%) и финансовые услуги (10%): в основном продление страховых полисов и выдачи автомобилей, выкупленных в марте, но идущих в зачёт апреля, — рассказал Петрунин.
В марте-апреле автопроизводители и дилеры из-за невозможности торговать «вживую» запустили онлайн-продажи. Но дилеры отмечают, что это дало лишь символический результат. Через онлайн-сервис покупали преимущественно машины премиум-сегмента, и то не более 5% от обычного уровня продаж.
«Дело не в том, что дилеры не могут организовать онлайн-продажи — могут, дело в отсутствии спроса на фоне пандемии и общей тяжелой и непредсказуемой экономической ситуации в стране. Поддержка правительства распространяется в основном на малый и средний бизнес, каковым мы не являемся, — сообщил гендиректор «АвтоСпецЦентра» Денис Петрунин.
-Фактически единственное, чем мы можем воспользоваться, это льготные кредиты на заработные платы. Но у крупных автодилеров как правило есть и так надежные финансовые партнеры, готовые кредитовать их на комфортных условиях», — заметил он.
«В целом сейчас, конечно, сложно оценить, но если раньше мы в апреле в среднем реализовали 600-700 автомобилей, то в апреле 2020 нам удалось продать только 99. Такое положение безусловно повлияет на итоги года», — отметила руководитель отдела по связям с общественностью Subaru в России Наталия Руденко.
«А вот на рынке подержанных машин, где преимущественно идет сделка двух физлиц, оживление, очевидно, будет пораньше. Многим нужны деньги сейчас и нет времени на длительную продажу. Можно хорошо торговаться. На ближайшие 3-4 месяца вторичка станет рынком покупателя, а не продавца», — убежден Бургазлиев.
«Общий прогноз по году — сокращение продаж до 800-950 тыс. что на 50% ниже, чем в 2019 году. И это с учетом действующих мер господдержки и карантинных мер. Если карантин продлится дольше, то ситуация изменится в худшую сторону», — предупредил Бургазлиев.
Тимур Хасанов