Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Сверхлёгкие грузовики «Киев»

Всем известны украинские мотоциклы «Днепр», а вот об их четырехколесных братьях информации гораздо меньше.

Между тем полвека назад на Киевском мотоциклетном заводе было спроектировано и изготовлено несколько уникальных микрогрузовиков – своеобразной технической помеси «Днепра» и «Запорожца». Это малоизвестная, но весьма интересная страница украинского автопрома.

... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"

КМЗ обосновался на Лукьяновке сразу после войны, в бывших гаражах 8-го авто­броне­танко­ремонтного завода, и в 1947 году начал выпускать легкие мотоциклы К1Б «Киевлянин» — копии немецкого Wanderer (на немецком же, вывезенном по репарациям оборудовании). В те годы личный автомобиль был непозволительной роскошью, и мотоцикл «Киевлянин» считался символом семейного достатка. Выпускали и трехколесную версию — для инвалидов войны.

В 1949 году завод подрос: производство «инвалидок» перевели в Серпухов, а в Киеве развернули производство тяжелых военных мотоциклов М-72, идентичных довоенным BMW P71 и ставших впоследствии «Днепрами».

В 1957 году киевские мотоциклы разрешили продавать в частные руки: М-72 стали таким же символом благосостояния, как еще недавно мотоцикл «Киевлянин». А конструкторы уже посматривали на Европу: там на базе мотоциклетных агрегатов строили дешевые и популярные микроавтомобили-мотоколяски.

У нас же вполне резонно самым актуальным посчитали легкий, маневренный грузовик для доставки малых партий грузов, и уже в 1959 году в чисто инициативном порядке в экспериментальном сборочном цеху появился автомобильчик КМЗ-1. Двигатель от мотоцикла К-750 в 26 л.с. с системой принудительного воздушного охлаждения под кузовом – из вентилятора и кожуха из белой жести, направляющего поток воздуха, – в блоке с ним была и 4-ступенчатая мотоциклетная коробка. Но поскольку она не имела заднего хода, а для автомобиля сие необходимо, то на ведущем, заднем мосту, для этой цели была установлена еще одна, дополнительная. Подвеску сделали пружинной, независимой. Небольшие колеса – 5.00-10 – от инвалидной мотоколяски, рулевое управление и тормоза от «Москвича-402» – конструкторам волей-неволей приходилось собирать свой автомобиль из того, что было, находя всему умелое и несколько необычное сочетание. А вот кабина с коротким капотом и гнутым ветровым стеклом была оригинальной и выглядела вполне современно – в духе европейского дизайна. Машинка весом всего в 500 кг брала на борт столько же, причём кратковременно массу возимого груза можно было увеличить и ещё на центнер – конструкция вполне это позволяла.

... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"

(Кстати о К-750: такие силовые агрегаты в то время широко использовались в Советской Армии – не только как стационарные агрегаты, но и как дополнительные двигатели на некоторых артиллерийских системах, позволявшие оперативно менять позицию орудий в боевых условиях).

Бортовой грузовичок КМЗ-3 и фургон КМЗ-4 с пластиковыми кузовами, появившиеся в следующем, 1960-м, и 1961 годах, были уже «взрослее». Автомобили были оснащены рамой лонжеронного типа, независимой подвеской передних колёс. Рулевое управление, гидравлические тормоза и колёса были позаимствованы у «Запорожца».

Нужно сказать, что в те годы идея микроавтомобиля на мотоциклетных агрегатах буквально витала в воздухе не только в европейских странах. Такие машины строили не только многочисленные самодельщики, но и такие солидные организации, как НАМИ, МВТУ им. Баумана, Ирбитский мотоциклетный завод. Так что поиски киевских конструкторов были, что называется, в тему.

Цельнометаллическая кабина из алюминия была смещена вперёд благодаря небольшим размерам двигателя, который остался тот же, но переехал из-под кузова под капот и был теперь расположен перед управляемыми колёсами. Такая компоновка позволила равномерно распределить нагрузку на оси и использовать задние односкатные колёса. Кроме того, дизайнеры получили большую свободу при создании экстерьера машины, отчего их дизайн стал намного более интересным и сильно походил теперь на более тяжёлые американские пикапы. В итоге новые грузовички получились очень компактными, и в своей нарядной бело-голубой окраске выглядели оригинально – уже как самые полноценные автомобили!

... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"

Последней попыткой освоить автопроизводство стал облегченный армейский вариант грузовичка – КМЗ-5. Он был изготовлен в 1962 году, отличался усиленной рамой, торсионной подвеской задних колес и упрощенной, стальной кабиной – с вырезами вместо дверей и брезентовым тентом. Его конструкторов не оставляла надежда превратить свой завод в автомобильный, и так они пытались заинтересовать военных — а там, гляди, и гражданским машинам дадут зеленый свет…

... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"

С высоты сегодняшних дней КМЗ-5 изрядно напоминает чешскую «Шкоду-Агромобиль тип 998», синхронно появившуюся в том же 1962 году. С «Агромобилем» дела обстояли несколько лучше: чехи смогли выпустить около 40 единиц, затем производство свернули.

... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"

Но, увы, уже обкатанные на заводе грузовички, неофициально названные «Киев», даже не были направлены на госиспытания. Крупнейший в Европе мотозавод массово поставлял свою продукцию за границу и стабильно зарабатывал валюту, но средств на обустройство автомобильного цеха союзный Минавтопром киевлянам, тем не менее, не дал. Это было тем актуальнее, что все опытные машины, что и говорить, были еще сыроваты, и для организации их серийного производства требовались солидные капиталовложения. Ввиду этого, московские чиновники решили не искать добра от добра и дали понять: делайте, мол, нужные родине мотоциклы и не путайтесь со своими инициативами.

Куда киевляне, получив отказ, дели уникальные машинки потом, смогли ли уцелеть хотя бы отдельные их части – кстати, неизвестно и доныне.

Полвека с лишним минуло с той поры, и про эту четвёрку любопытных машин сейчас уже мало кто помнит. Но те, кто помнит, уверены: найдись тогда деньги на развитие подобной техники, серийные «Киевы» непременно нашли бы своих покупателей. А при должном внимании к дальнейшему развитию модельного ряда микрогрузовиков, глядишь, и не умирал бы сейчас славный Киевский Мотоциклетный…

Год изготовления – 1960
Грузоподъемность – 600 кг
Двигатель – 2 цил., 746 куб.см., 26 л.с.
Число передач – 4
Масса – 550 кг
Максимальная скорость – 60–80 км/ч

... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"... И мотоцикл превращается в… грузовик! Сверхлёгкие грузовые автомобили "Киев"

Современный китайский микрогрузовик FAW 1010. Примерно так мог бы выглядеть нынешний представитель модельного ряда КМЗ «Киев».

Источник