Пятидверная модификация «Нивы» 23 декабря отмечает юбилей — именно в этот день в 1994 году такие машины начали собирать в Тольятти.
На АвтоВАЗе уже не раз обещали избавиться от «пятидверки», и все никак. ВАЗ-2131 с удлиненным на полметра кузовом в некоторых салонах можно купить и сегодня. Ретро-автомобиль с дизайном и техническими решениями из 1977 года все еще не растерял свою аудиторию благодаря доступной цене, простоте в обслуживании, а также незаурядным способностям на бездорожье.
Трехдверка расходится намного бойчее, однако и версию с просторным салоном нынче охотно приобретают не только частники, но и корпоративные гаражи всевозможных силовых структур.
Технически «пятидверка» отличается от базовой модели лишь удлиненным карданным валом с промежуточной опорой. Увеличение колесной базы прибавило автомобилю не только плюсов, но и минусов. Простор в салоне и дополнительные двери, которых так не хватало обычной «Ниве», для многих перевесили незначительные потери в динамике и увеличение валкости в поворотах из-за увеличения веса. Кроме того, из-за большего угла рампы пострадала и проходимость.
«Пятидверка» смогла похвастать заметным увеличением плавности хода — дополнительные сантиметры к колесной базе дали свои позитивные плоды, однако, лишний вес все же не пошел на пользу узлам и агрегатам, рассчитанным на другие исходные параметры автомобиля. Два лишних центнера веса слегка подстегнули и расход топлива. Нынче новая Lada 2131 оснащается 8-клапанным 1,7-литровым бензиновым двигателем мощностью 83 л.с. при 5000 об/мин. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. А ее клиренс составляет все те же 205 мм.
Дополнительную пару дверей сделали пропорциональными широким передним дверям, что кардинально упростило процесс посадки в автомобиль. А планировка салона изначально предусматривала целых два варианта заднего сиденья: широкое трехместное (от «Восьмерки») и узкое 2-местное «нивское». В первом случае заднее сиденье отодвигалось на 125 мм, а во втором — на все 500 мм. Иными словами, у «31-й» было две версии: первая 21310 с огромным багажником объемом 380-710 л; и вторая версия 21312 с просторным салоном и стандартным «нивским» багажником.
Что касается моторов, то и здесь были варианты. Разнообразие, в основном, ограничивалось 1,7- и 1,8-литровыми моторами с карбюратором, а позже и впрыском топлива. До 2002 года на экспорт поставлялись версии ВАЗ-21315 с французским дизелем Peugeot XUD7. Существовали экземпляры и с отечественным дизелем Барнаульского завода. Но это уже редкость.