Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как советская «Нива» превратилась в пятидверку

Пятидверная модификация «Нивы» 23 декабря отмечает юбилей — именно в этот день в 1994 году такие машины начали собирать в Тольятти.

Формально машина добралась до настоящего конвейера только в 2017 году. До этого времени внедорожник производили на ОПП фактически в ручном режиме. Но только за первые 10 лет собрали более 60 000 экземпляров.

На АвтоВАЗе уже не раз обещали избавиться от «пятидверки», и все никак. ВАЗ-2131 с удлиненным на полметра кузовом в некоторых салонах можно купить и сегодня. Ретро-автомобиль с дизайном и техническими решениями из 1977 года все еще не растерял свою аудиторию благодаря доступной цене, простоте в обслуживании, а также незаурядным способностям на бездорожье.

Трехдверка расходится намного бойчее, однако и версию с просторным салоном нынче охотно приобретают не только частники, но и корпоративные гаражи всевозможных силовых структур.

Технически «пятидверка» отличается от базовой модели лишь удлиненным карданным валом с промежуточной опорой. Увеличение колесной базы прибавило автомобилю не только плюсов, но и минусов. Простор в салоне и дополнительные двери, которых так не хватало обычной «Ниве», для многих перевесили незначительные потери в динамике и увеличение валкости в поворотах из-за увеличения веса. Кроме того, из-за большего угла рампы пострадала и проходимость.

«Пятидверка» смогла похвастать заметным увеличением плавности хода — дополнительные сантиметры к колесной базе дали свои позитивные плоды, однако, лишний вес все же не пошел на пользу узлам и агрегатам, рассчитанным на другие исходные параметры автомобиля. Два лишних центнера веса слегка подстегнули и расход топлива. Нынче новая Lada 2131 оснащается 8-клапанным 1,7-литровым бензиновым двигателем мощностью 83 л.с. при 5000 об/мин. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. А ее клиренс составляет все те же 205 мм.

На самом деле эту удлиненную платформу некогда создавали под перспективный минивен, получивший впоследствии имя «Надежда». Надежд, вопреки названию, минивен не оправдал, но полуметровая вставка в салон оказалась востребованной рынком.
Увеличение колесной базы до 2700 мм превратило компактный внедорожник во вполне себе среднеразмерный.

Дополнительную пару дверей сделали пропорциональными широким передним дверям, что кардинально упростило процесс посадки в автомобиль. А планировка салона изначально предусматривала целых два варианта заднего сиденья: широкое трехместное (от «Восьмерки») и узкое 2-местное «нивское». В первом случае заднее сиденье отодвигалось на 125 мм, а во втором — на все 500 мм. Иными словами, у «31-й» было две версии: первая 21310 с огромным багажником объемом 380-710 л; и вторая версия 21312 с просторным салоном и стандартным «нивским» багажником.

«Пятидверка» в свою очередь стала базой для дальнейшей модификации и тюнинга. Многим запомнилась мелкосерийная функциональная разработка компании «Моторика» — версия с удлиненным на 300 мм задним свесом и высокой пластиковой крышей, увеличивающей при сложенных задних сиденьях объем багажного отделения до 1940 литров. Также подсемейство включает в себя и 4-дверную «Скорую помощь» ВАЗ-2131-05.

Что касается моторов, то и здесь были варианты. Разнообразие, в основном, ограничивалось 1,7- и 1,8-литровыми моторами с карбюратором, а позже и впрыском топлива. До 2002 года на экспорт поставлялись версии ВАЗ-21315 с французским дизелем Peugeot XUD7. Существовали экземпляры и с отечественным дизелем Барнаульского завода. Но это уже редкость.

Источник