СССР состоял в программе Ленд-лиза во время Второй мировой войны, что значительно помогло в сохранении множества солдатских жизней и сократило протяженность войны. Одним из главных условий Ленд-лиза были грузовики и другие автомобили. Но так вышло, что после войны американские грузовики резко пропали из поля зрения.
Что происходило в СССР
Когда началась Вторая мировая война грузовиков в Советском Союзе было больше, чем во всех остальных странах. К сожалению, не все из них подходили для армии. Одна только грузоподъемность сильно подводила. По Ленд-лизу стране удалось заполучить у союзников необходимые грузовики. Использовали американские большегрузные машины не только на фронте, но также в хозяйстве и в тылу. Правда, в хозяйстве зарубежные машины встречались гораздо реже.
Любопытно, что после окончания войны, грузовики исчезли. Договор Ленд-лиза не требовал возвращения одолженной техники.
Если обратиться к архивам и сводкам НКВД, а также другим документам с фронта, можно узнать вполне очевидные вещи. Большинство грузовиков выходили из строя в ходе военных действий. Нередко нарушались правила эксплуатации, что также приводило машины в негодность раньше времени. Правда, неправильное использование происходило не от вредности советского человека. Быстро изнашивались в то время не только грузовики, но и сами люди.
Часто американские и отечественные грузовики были перегружены. Вместо положенных 2-3 тонн груза, они везли на себе 5 тонн, а то и больше. Вместе с тем к ним могли цеплять прицепы на несколько тонн. Нередко они тянули артиллерийское снаряжение, слишком тяжелое для них. Все это только способствовало быстрому износу ТС.
С деталями грузовиков были проблемы. Приходилось разбирать самые «убитые», чтобы за счет них спасти те, которые пока могли ездить. Таким образом, постепенно, «выживших» ленд-лизовских авто становилось все меньше. К концу войны их было совсем мало.
Какие авто поставлялись
А американского и британского автопрома был широкий выбор автомобильной продукции. СССР заказывали разные модели для разных нужд.
Самые распространенные типы:
- Studebaker US6
Их поступило около 150 000. Некоторые из них поставляли в полуразобранном виде. В США от этих грузовиков уже отказались, а в Красной Армии они очень пригодились, как при перевозках, так и в боях.
- Chevrolet G7100
В СССР заказали около 60 000 экземпляров. Пришло только 48 000. Использовались для самых разных нужд.
- GMC CCKW
Автостроительная компания GMC создала примерно 560 000 экземпляров этих грузовиков. Только 8700 из них попали в СССР.
Самым неудачным ленд-лизинговым приобретением стали двухтонные Dodge WF-32. Их прислали 9500 штук, но они оказались совсем неприспособленными для военных нагрузок и часто ломались.