Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Куда делись поставляемые в СССР по Ленд-лизу американские грузовики

СССР состоял в программе Ленд-лиза во время Второй мировой войны, что значительно помогло в сохранении множества солдатских жизней и сократило протяженность войны. Одним из главных условий Ленд-лиза были грузовики и другие автомобили. Но так вышло, что после войны американские грузовики резко пропали из поля зрения.

Что происходило в СССР

Когда началась Вторая мировая война грузовиков в Советском Союзе было больше, чем во всех остальных странах. К сожалению, не все из них подходили для армии. Одна только грузоподъемность сильно подводила. По Ленд-лизу стране удалось заполучить у союзников необходимые грузовики. Использовали американские большегрузные машины не только на фронте, но также в хозяйстве и в тылу. Правда, в хозяйстве зарубежные машины встречались гораздо реже.

Любопытно, что после окончания войны, грузовики исчезли. Договор Ленд-лиза не требовал возвращения одолженной техники.

Если обратиться к архивам и сводкам НКВД, а также другим документам с фронта, можно узнать вполне очевидные вещи. Большинство грузовиков выходили из строя в ходе военных действий. Нередко нарушались правила эксплуатации, что также приводило машины в негодность раньше времени. Правда, неправильное использование происходило не от вредности советского человека. Быстро изнашивались в то время не только грузовики, но и сами люди.

Часто американские и отечественные грузовики были перегружены. Вместо положенных 2-3 тонн груза, они везли на себе 5 тонн, а то и больше. Вместе с тем к ним могли цеплять прицепы на несколько тонн. Нередко они тянули артиллерийское снаряжение, слишком тяжелое для них. Все это только способствовало быстрому износу ТС.

С деталями грузовиков были проблемы. Приходилось разбирать самые «убитые», чтобы за счет них спасти те, которые пока могли ездить. Таким образом, постепенно, «выживших» ленд-лизовских авто становилось все меньше. К концу войны их было совсем мало.

Какие авто поставлялись

А американского и британского автопрома был широкий выбор автомобильной продукции. СССР заказывали разные модели для разных нужд.

Самые распространенные типы:

  1. Studebaker US6

Их поступило около 150 000. Некоторые из них поставляли в полуразобранном виде. В США от этих грузовиков уже отказались, а в Красной Армии они очень пригодились, как при перевозках, так и в боях.

  1. Chevrolet G7100

В СССР заказали около 60 000 экземпляров. Пришло только 48 000. Использовались для самых разных нужд.

  1. GMC CCKW

Автостроительная компания GMC создала примерно 560 000 экземпляров этих грузовиков. Только 8700 из них попали в СССР.

Самым неудачным ленд-лизинговым приобретением стали двухтонные Dodge WF-32. Их прислали 9500 штук, но они оказались совсем неприспособленными для военных нагрузок и часто ломались.

Источник