Дмитрий Лисин.
Одним из самых открытых и дружественных к коллекционерам масштабных моделей автомобилей производителей по праву можно считать правообладателей бренда Corgi из Великобритании. Несмотря на то, что за шестьдесят три года существования он периодически (особенно в последние 20 лет) переходит из рук в руки владельцев могущественных инвестиционных корпораций, их менеджмент не забывает работать с коллекционерами.
Сотрудники Corgi терпеливо выслушивают пожелания и предпочтения чуть ли не каждого заказчика, общаются с многочисленной армией поклонников, входящих в «Клубы любителей Corgi». Не забывает менеджмент и о своих корнях. Он не формирует бюрократических надуманных барьеров, не скрывает удачи и досадные промахи, помогает в создании подробных книг об истории Corgi. К таким можно причислить несколько изданий на английском языке «The Great Book of Corgi» Марселя Ван Климпута, возглавлявшего команду разработчиков Corgi с 1956 по 1983 годы. Компания следит и за полнотой перечня выпущенного ассортимента масштабных моделей, публикуемого в каталогах, предоставляя возможность журналистам работать как с архивными материалами, так и общаться со своими сотрудниками, отдавшими значительную часть своей жизни развитию одного из известнейших брендов как в Великобритании, так и во всём мире.
Благодаря этой задокументированной истории в книгах, многочисленных статьях в журналах и публикациям в сети Internet, мы смогли узнать, что на производственных площадях Corgi, расположенных в Уэльсе, трудилось множество талантливых людей, например, как Джеральд Уингроу – один из знаменитейших и профессиональных мастеров, впоследствии самостоятельно создавший множество подлинных шедевров и подробнейших копий масштабных моделей автомобилей. И о том, что именно под брендом Corgi с 1956 года, впервые в мире стали выпускаться копии автомобилей из ЦАМа (сплав из цинка, алюминия и меди), методом литья под давлением с остеклением кабины прозрачным пластиком.
Мелкие хитрости Corgi
Именно Corgi очень активно вступила в конкуренцию с продукцией серии Dinky Toys компании Meccano. В отличие от ассортимента компании из Ливерпуля, масштабные модели от Corgi снабжались не литыми из ЦАМа колёсными дисками, окрашенными в красный цвет или цвет модели, а точёными из алюминия, сверкающими на солнце или при ярком освещении, что выгодно подчеркивало их качество. Другой изюминкой, на которую сделали ставку разработчики моделей Corgi – это педантично добиваться сохранения пропорций между размерами в реальном прототипе и моделью, что в конечном итоге сделало созданные ими копии автомобилей визуально более привлекательными. Однако для этого пришлось пожертвовать точностью и ввести погрешности в размеры моделей, что сказалось на масштабе (он колебался от 1:40 до 1:48). Дело в том, чтобы добиться хорошей визуальной восприимчивости, зависящей от точки обзора и перспективы, приходилось увеличивать на 1–2 мм ширину модели. Многие отмечали, что в сравнении с отличными моделями Corgi, копии автомобилей серии Dinky Toys смотрятся узкими и неправдоподобными. Это была очередная хитрость команды разработчиков Corgi во главе с её создателем и идейным вдохновителем Филиппом Ульманном.
Чем дальше, тем больше. Копии автомобилей Corgi стали оснащаться более проработанным внутренним интерьером и мягкой подвеской (Glideamatic spring), благодаря которой у них появился плавным ход и более реальная имитация системы рессор. В 1960 Corgi выпустила первую масштабную модель с отрывающимся капотом и имитацией двигателя под ним. Чуть позже у масштабных копий от Corgi появились поворотные колёса, передние фары в виде бриллиантовых камушков, открывающиеся двери и багажник, под которым виднелось запасное колесо. Далее в 1963 году при производстве копии грузового микроавтобуса Volkswagen Toblerone добавили систему, имитирующую горение передних фар Trans-o-Lite, основанную на известной сейчас оптоволоконной технологии.
Чтобы максимально расширить свой ассортимент и удовлетворить потребности различных групп коллекционеров под брендом Corgi выпускались как копии классических автомобилей, грузовиков, автобусов, так и копии необычных и порой даже фантастических транспортных средств, увидеть которые можно было в кино и на телевидении: бэтмобили Бэтмена, автомобили Джеймса Бонда, Mini Мистера Бина и другие.
Эксклюзивы американского рывка
Однако не все задуманные на фабрике и центральном офисе в Уэльсе, а впоследствии и на заводах в Китае, куда переехала значительная часть производства, попадало на конвейер. Одни проекты дорожной техники, масштабных моделей автобусов и военных автомобилей завершались на этапе эскизного рисунка, другие на этапе проектирования, а третьи по тем или иным причинам останавливались на этапе создания полностью законченного прототипа модельной серии, готового для фотосессий в каталоге новинок. Благодаря таким сотрудникам, как Пол Лумсдон, множество подобных прототипов и историй их создания не канули в лету, хоть и существуют они в единственном экземпляре. Сегодня о некоторых из них вы узнаете чуть подробнее, что возможно когда-нибудь, если появится шанс, поможет вам принять правильное решение, без каких-либо сомнений и требований в дополнительных консультациях или свидетельствах.
В 1995 году после того, как компания Mattel и принадлежавший ей бренд Corgi, перешли под влияние венчурных капиталистов финансовой группы Cinven, перед генеральным директором компании Крисом Гестом поставили очень амбициозную задачу повысить продажи на 10% в течение года. В тех условиях, спада интереса к коллекционированию масштабных моделей, общих проблем в глобальной экономике, добиться поставленных цифр роста было крайне сложно. Однако трудности капиталистов не интересовали, их интересовала только прибыль, на вложенные инвестиции и увеличение международной привлекательности компании, так как готовилась её очередная продажа. В таких условиях Крис решил завоевывать новые рынки, предлагая новинки, способные вызвать интерес у разных слоев населения как у молодёжи, представителей бизнеса, так и у коллекционеров со стажем. Предприняв ряд мер, направленных на расширение своего влияния на достаточно обширный рынок Соединённых Штатов Америки, помимо множества новых проектов решили запустить серию копий действительно американских автомобилей, известных и популярных во всём мире. Я имею в виду серию Chtevrolet Advance Design (пикапы так называемой «Улучшенной конструкции»), продержавшейся на конвейере без особенных конструктивных изменений с 1947 по 1954 год и заменившей раннюю серию с индексом «АК».
По сути, автомобили Chevrolet 3100 (грузоподъёмность 0,5 тонны), Chevrolet 3600 (грузоподъёмность 0,75 тонны), Chevrolet 3800 (грузоподъёмность 1 тонна), Chevrolet Loadmaster, Chevrolet Thriftmaster и GMC New Design с 3,5-литровым двигателем мощностью в 90 л.с. стали первыми унифицированными грузовичками, созданными не на базе легковых автомобилей, а на базе лёгкого грузовика. Они обладали различной грузоподъёмностью и типом кузова (пикап, пассажирский фургон – третья серия ранее известных всем Suburban, пикап с кунгом, грузовой фургон и другие) состояли из одного и того же набора комплектующих. В послевоенные годы эти автомобили «Улучшенной конструкции» стали очень популярны из-за своей доступности, простоты и надёжности. Некоторые из них эксплуатируются до сих пор и именно благодаря им в дальнейшем появились популярнейшие серии автомобилей серий Chevrolet Task Force и Chevrolet C/K.
Таким образом, определились прототипы будущей серии масштабных моделей. На первом этапе в производство планировалось запустить копии автомобилей с короткой базой Chevrolet 3100 (или 3600) Suburban пассажирский фургон, Chevrolet 3100 (или 3600) Suburban грузовой фургон и сельскохозяйственный пикап Chevrolet Advance Design. Усилить их принадлежность к США, а следовательно, попытаться заинтересовать ещё больше северо-американских потребителей решили размещением на кабины и кузова моделей рекламных надписей «Coca-Cola», одного из самых узнаваемых брендов газированных напитков не только в США, но и всем мире!
Прототипы будущих моделей Corgi специалисты изготовили в масштабе 1:43 из смолы. Как видно на фото, у них достаточно подробно воспроизведены кузов, элементы его наружной отделки, особенно радиатор, подножки кабины, передний и задние бамперы. Ручки дверей и дворники отлиты совместно с кузовом, а не отдельными деталями, однако окрашены в серебристый цвет, а не цвет кузова, как могли бы сделать в целях экономии. Значит, всё же их планировали вставить в каталог новинок, поэтому подчеркивали все положительные стороны. На хромированных колпаках отчётливо читается Chevrolet. На кабинах и кузовах моделей представлены различные варианты рекламных надписей компании Coca-Cola. В общем, вполне симпатичные и проработанные масштабные модели. У прототипа сельскохозяйственного пикапа кузов имел два борта, однако вторая его часть, похоже, безвозвратно утрачена в результате длительного хранения. На проработку днищ моделей специалисты решили не тратить свое время.
Недовостребованные раритеты
Почему же эти масштабные модели так и не дошли до конвейера? Увы, просто несмотря на их привлекательность и возможную востребованность широким количеством потребителей, они оказались убыточными. Дело в том, что для начала литья под давлением уже серийных копий, необходимо было оплатить определённое вознаграждение компании GM – владельцу бренда Chevrolet. Эти затраты в принципе не стали сюрпризом для Corgi, данная практика довольно широко распространена в мире. Подкосила выход серии сумма вознаграждения, запрашиваемая компанией Coca-Cola. Несмотря на большое количество переговоров и доводов, на них сказанных, представители Coca-Cola оказались несгибаемы и не пошли на компромисс. Они очень серьёзно оберегают репутацию своего бренда, а аудитория Corgi показалась им слишком малой и довольно «нишевой», чтобы идти на какие-то уступки. Как результат, все затраты на производство маркетинговых исследований и создание прототипов масштабных моделей Chevrolet, а это всё же была значительная сумма, списали. Работы не возобновили.
Одна из неудач маркетинго-производственного блока не помешала в 1999 году представителям финансовой группы Cinven продать Corgi китайской компании Zindart International Limited, которая в 2000 году создала собственное подразделение в США, назвав его Corgi USA. Венчурные капиталисты достигли своих целей и увеличили свою прибыль. Представители компании из Китая заполучили известнейший бренд и стали думать, как развивать его дальше, переименовавшись в 2006 году в компанию Corgi international и продав часть активов Zindart International Limited. Копии грузовиков Chevrolet Coca-Cola на долгие двадцать лет забыли в тёмном шкафу одного из кабинетов фабрики в Уэльсе, откуда их спас Пол Лумсдон и хранит их у себя до сих пор.
Масштабные же модели автомобилей Chevrolet Advance Design, отлитые из металлического сплава ЦАМ по технологии die-cast с различными вариантами кузова, рекламными надписями и даже открывающимися элементами в США, как и в других странах мира, коллекционерам и всем желающим предложил бренд Road Champs. Правда, эти модели копировали автомобили 1953 года выпуска, а не как у Corgi – 1947 года.