В процессе выполнения технического задания по заказу клиента компании порой сталкиваются с проблемами, решение которых балансирует на уровне рационализаторского предложения, а порой и просто открытия. В прошлом номере журнала «Грузовик Пресс» мы уже рассмотрели несколько великолепных проектов компании Volvo Trucks Россия, которые никак нельзя назвать ординарными, исходя из масштабов решёных технических и конструктивных задач. В этой статье мы расскажем о нескольких спецавтомобилях, при постройке которых применялись самые передовые современные технологии. И проанализируем, какие преимущества это дало заказчику.
В последние годы большинство производителей грузовиков активно продвигает автомобили с трёхосной тележкой, часто называемой в народе «тридем» (tridem). Несколько лет назад, будучи в Южной Корее, я видел как по дорогам межгорода снуют четырёхосные машины, причем очень часто вторая и четвёртая ось у них подняты, а движутся они за счёт первой и третьей. И таких машин было множество, а я ещё подумал: «Рационально ли использование такой формулы на среднем плече»? Оказалось, – очень рационально. Действительно, это колёсная форма успеха, эффективность этой конструкции для решения многих транспортных задач давно понимают в мире, а теперь и в России. Отличный вариант применения тридема на развозной машине мы рассмотрели в февральском номере на примере Ford четырёхосного грузовика Ford Trucks 3233HRE5 с колёсной формулой 8х2.
Подробнее о тридеме
В своих оглядках мы редко ориентируемся на Южную Корею, нам ближе Европа. А там грузовики, у которых строенные задние оси настолько популярны, что срок производства таких машин выше, чем машин с другими колёсными формулами. Этот глобальный конструкционный подход вполне разделяет российское представительство Volvo Trucks, вполне понимая эффективность такой формулы. Компания уже не первый год продвигает тридемы, но только сейчас появляются реальные наработки эффективности от внедрения таких автомобилей.
Если рассмотреть весь ряд многоосных автомобилей Volvo Trucks получается вот такая таблица колёсных формул. В середине красным выделена классическая компоновка – две передние оси и две задних – таковы все классические четырёхосные самосвалы, хорошо известные на рынке. Эта формула идёт с рессорными подвесками спереди и сзади. У таких автомобилей максимальная техническая грузоподъёмность, и используют их в самых тяжёлых условиях, обычно для перевозки инертных материалов. При такой работе эффективно загружаются все четыре оси.
Если же мы говорим про перевозку по дорогам общего пользования с учётом того, что в последние годы всё усиливается контроль за допустимыми осевыми нагрузками и допустимыми нагрузками на автомобиль, то в плане максимальных легальных нагрузок будет эффективнее использовать автомобиль с трёхосной тележкой.
Самая популярная и распространённая формула для автомобилей кузовами-надстройками – это формула 8х4, где поддерживающая ось (она же подъёмная и поворотная) располагается сзади после двух ведущих осей. Она наиболее универсальная и наибольшее количество автомобилей реализуется именно в такой схеме. Колёсная схема, обозначенная в таблице как pusher tridem 8х4, с подъёмной осью перед ведущими осями обычно используются в седельных тягачах, которые применяются для перевозки тяжёлых и негабаритных грузов.
А самой универсальной можно назвать схему tag pusher tridem 8х2 – это автомобиль, у которого всего одна ведущая ось – третья. В такой колёсной формуле может быть две или три управляемые оси и две подъёмных оси, т. е. внутри одного автомобиля мы можем получить четыре разные модели (4х2, 6х2 или 8х2) в зависимости от того, как будет грузовик использоваться.
Если же говорить о пятиосных машинах, в них можно комбинировать две передние оси и строенную тележку как с двумя ведущими осями (tag tridem 10х4), так и с тремя (tag tridem 10х6).
Трёхосная тележка оснащается только пневматической подвеской. Volvo Trucks предлагает два разных варианта пневматической подвески, что выделяет её среди конкурентов. Есть так называемая дорожная подвеска – это вариант подвески, который шведская компания обычно устанавливает на седельные тягачи и шасси, которые ездят по дорогам общего пользования. Но выпускаются грузовики и с внедорожной пневматической подвеской, которые есть только у Volvo Trucks. Её особенность заключается в том, что у неё очень компактная конструкция, при этом она имеет такую же грузоподъёмность, как и автомобили с рессорной подвеской, но у такого автомобиля значительно выше устойчивость. В таких машинах стабилизаторами оснащается каждая ось автомобиля, и, разумеется, улучшается плавность хода, а вибронагруженность при езде по неровным поверхностям снижается. Одним словом, на неровных поверхностях грузовики с внедорожной пневматической подвеской ведут себя значительно лучше, чем с рессорными подвесками. И при этом нет риска повредить низко расположенные элементы, потому что всё поднято довольно высоко.
Возьмём для примера два автомобиля. Один классический грузовик 8х4 с расстоянием между первой и четвёртой осью 5970 мм. Внешний радиус поворота у него около 10 метров. Другой грузовик с тридем со схожим расстоянием между крайними осями и даже чуть больше. Тем не менее у него радиус поворота получается на два с лишним метра меньше. Вывод таков: тридем – это колёсная формула, которая обеспечивает легальную максимальную грузоподъёмность, оптимальное распределение осей под нагрузкой и без нагрузки, а ещё и обеспечивает отличную манёвренность. Всё это хорошо для автомобиля, который работает в стеснённых условиях, например, как коммунальная техника, или автомобили, работающие на доставке грузов в городской черте. Хотя, конечно, сложно представить четырёхосные автомобили на доставке грузов, но они есть.
Сделано для России
Отличным примером использования тридема является необычный автомобиль-фургон. Он работает на Дальнем Востоке, достаточно универсален, может использоваться на доставке грузов. У него большая колёсная база, но клиента это не пугает, манёвренность у машины хорошая. Сделана на базе модели Volvo FH. У этой машины кроме трёхосной тележки очень интересный кузов в распашными боковыми воротами. Такое решение позволяет загружаться не только сзади, но и с боков.
Другой вариант – это тягач-тяжеловоз с 16-литровым мотором мощностью 700 л.с. (952 кВт). Получилась очень функциональная машина, но обычно с таким мотором берут навороченную комплектацию. Здесь клиент подошёл очень функционально, даже не взял высокую кабину, потому что машина предназначена только для выполнения тяжёлой работы. А мощное шасси и мотор нужны только для перевозки негабаритных грузов, высокая кабина может ограничивать возможности и создавать проблемы по высоте. Поэтому была взята машина с маленькой кабиной с самым мощным двигателем в классе с трёхосной тележкой, где подъёмная ось стоит перед ведущими осями. У этого грузовика очень плотная компоновка, и для топливного бака сбоку места не нашлось, поэтому бак разместили за кабиной. Тягач-тяжеловоз оснащён мощным седлом, а в заднем свесе рамы у него стоит подготовка под буксирное устройство, т. е. машина может возить не только полуприцепы, но и тяжеловесные платформы.
Компания Volvo Trucks Россия настолько уверена в формуле тридем, что открыла их производство в Калуге. На фото первый автомобиль, он был собран в начале ноября 2019 года в Калуге. Грузовик оснащён трёхосной тележкой 8х4 с задней подъёмной осью – наиболее распространённая комбинация. У машины внедорожная пневмоподвеска. Здесь же на заводе она была оснащена 30-тонным крюковым погрузчиком для перевозки контейнеров со строительным и бытовым мусором. Такие машины компания уже предлагает на российском рынке два года, но ранее они собирались только в Швеции.