Даниил Минаев.
Мercedes-Benz Actros нового поколения (МР4) в российском эксплуатационном сценарии воспринимается в первую очередь как магистральный тягач. Но реформирование технологии утилизации бытовых отходов породило ряд специфических и сложных требований к шасси, на которые устанавливаются надстройки для обращения с ТКО, попросту говоря – мусоровозы. Поэтому плод сотрудничества двух коренных немцев – Daimler AG и старейшей компании ZÖLLER-KIPPER GmbH, работающей в области создания коммунальной техники, представляет живой интерес для отечественных операторов рынка услуг сбора и транспортировки отходов.
Белоснежный, словно символ стерильной чистоты «мусоровоз-мерседес», который я получил для внимательного изучения, впечатлял тем самым интригующим набором противоречий и компромиссов, которые в этом автомобиле специального и узкого назначения так старательно и дотошно увязали конструкторы.
Что нужно современному мусоровозу
Прежде чем описать спецификацию машины, обозначу круг проблем и задач, которые должен решать современный мусоровоз для тех, кто не в курсе этой ветви коммунального бизнеса.
Надстройка для сбора и транспортировки отходов должна быть достаточно вместительная, чтобы минимизировать челночные порожние ходки от жилого массива до полигона. Мощная гидравлика обязана обеспечивать манипуляции с выгрузкой контейнеров и обеспечивать прессование отходов с целью их уплотнения в кузове и более эффективного использования надстройки. Но слишком высокий коэффициент прессования делает часть отходов непригодными для дальнейшей эффективной сортировки и переработки и способствует увеличению осевой нагрузки.
Теперь на требования надстройки отвечает шасси. Двигатель должен быть достаточно мощным, чтобы обеспечить эффективную работу гидравлики. Но не только сам по себе движок, а ещё и механизмы отбора мощности, и насосы гидропривода обязаны при этом работать тихо, чтобы при работе не превышать законодательные требования по шуму. Поскольку мусоровоз эксплуатируется в населённом пункте, а затем следует в пригород на полигон, он должен быть весьма скоростным и максимально экономичным…
Маневрировать вблизи дворовых контейнерных площадок непросто, поэтому от шасси при немалой несущей способности требуется манёвренность и хороший обзор из кабины. Труд водителя могут облегчить дополнительные камеры и автоматическая трансмиссия.
Кроме описанного набора вспоминаем о финансировании, а значит, наше транспортное средство должно быть достаточно надёжным и долговечным, чтобы с честью выдержать весь срок лизинга с высоким коэффициентом технической готовности, ведь подобное оборудование по определению недёшево.
Разговор о том, как реализован тучный клан технологических задач, начинаем с описания шасси, как наиболее нам интересного и понятного большинству массового элемента.
Экскурс в детализацию автомобиля, по традиции, начну с двигателя.
Что там в моторном отсеке
Это один из хорошо изученных нами ранее двигателей, предлагаемых на четвёртые «Актросы» в РФ – рядная «шестёрка» ОМ470 рабочим объёмом 10,7 л. Агрегат совпадает с каталогом двигателей, предлагаемых концерном в Европе, но специфицирован под пятый экологический класс. Не следует путать двигатели этого семейства с «457-ми» мерседесовскими моторами, устанавливаемыми на грузовики КАМАЗ четвёртого поколения.
470-е семейство имеет чугунный блок цилиндров с «мокрыми» гильзами, единую ГБЦ (неискушённому специалисту так проще всего отличить внешне ОМ470 от ОМ457), 4 клапана на цилиндр, заднее расположение привода ГРМ. Степень сжатия – 18,4. Настройка мощности в нашем сегодняшнем случае – 360 л.с. Это не слишком много для полной массы 28 т, но компенсируется дополнительными режимами работы КП и довольно «низовым» ведущим мостом, но об этом чуть дальше.
Ряд возможных вариантов настройки мощности двигателя отличается в зависимости от рынка сбыта и экологического класса, поэтому не пытайтесь найти абсолютного мотора-близнеца в немецких каталогах.
Вспоминая о нашей особой, «мусорной», такой противоречивой и своеобразной надстройке, необходимо уделить внимание некоторым особенностям спецификации силовой установки.
Воздушный компрессор здесь двухступенчатый, переменной производительности, управляемый специальной муфтой. Он не перекачивает ресиверы, заставляя выпускать наружу избыточный воздух. Насос гидроусилителя приводится напрямую от коленвала и расположен со стороны маховика. Отбор мощности предусмотрен от двигателя, в задней части, осуществляется при помощи коробки отбора мощности. Диаметр выходного фланца – 100 мм, он рассчитан на передачу крутящего момента до 650 Нм. С учётом специфики поставщики применили усиленные опоры крепления двигателя и фронтальный воздухозаборник.
Взгляд на трансмиссию
Создатели, не сильно сомневаясь, предложили мусоровозу в качестве КП, вполне оптимальный и проверенный «робот». Mercedes Power Shift 3 – полностью автоматизированная система управления сцеплением и переключением передач.
Предмет гордости даймлеровских специалистов заключается в том, что они смогли добиться в третьем поколении своего «робота» очень быстрого переключения с первой на заднюю передачу. Функция заднего хода дополнительно предусматривает режим «черепашьего» медленного движения.
Режим движения POWER, призванный кратковременно компенсировать дефицит мощности и крутящего момента для работы в условиях высоких нагрузок через определённое время или при достижении определённого крутящего момента меняется на стандартный режим эксплуатации.
Из-за специфики надстройки для коробки передач предусмотрен дополнительный масляный радиатор.
Балки и мосты
Балка переднего моста выгнутой формы, её грузоподъёмность 9 тонн. Упругие элементы передней оси – трёхлистовые рессоры, но сзади установлены пневмобаллоны по четырёхточечной схеме. Пневмоподвеска с 4 баллонами способна эффективно противостоять поперечным колебаниям и кренам. Дополнительные стабилизаторы на всех осях обеспечивают требуемую устойчивость из-за высокого центра масс спецнадстройки.
В сочетании с задней подруливающей осью грузоподъёмностью 9 тонн обеспечивается максимальная грузоподъёмность при высокой манёвренности. Задняя поддерживающая ось управляемая, разгружаемая. При возврате порожнего мусоровоза с полигона экономит топливо и бережёт шины.
Задний ведущий мост с планетарными колёсными редукторами с допустимой нагрузкой до 13,4 тонн поставлен в исполнении повышенной надёжности и долговечности. Планетарные редукторы позволяют увеличить дорожный просвет без потери грузоподъёмности. Нечищеные зимой от снега дворы вносят свою лепту в небольшую долю «внедорожной» жизни мусоровоза! Как дополнительный инструмент предусмотрена блокировка дифференциала. Передаточное отношение ведущего моста – 4,143.
Колёсная формула | 6х2 |
Полная масса, кг | 28 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг (технически допустимая) | 9000/13 400/9000 |
Снаряжённая масса транспортного средства, кг | 16 600 |
Колёсная база, мм | 4000+1350 |
Двигатель:
|
Mercedes-Benz OM470, Euro 5 Турбодизель, I-6 10 676 360 при 1600 мин-1 1800 при 900–1100 мин-1 |
Коробка передач
|
PowerSchift 3 G230-12/11.7-0.78 Автоматизированная 12/4 |
Передаточное число моста | 4,143 |
Подвеска | Передняя ось – рессорная, задние оси – пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая, с антиблокировочной системой |
Размер шин | 385/65 R22,5 – рулевая и дополнительная оси, 315/80 R22,5 – ведущая ось |
Вместимость топливного бака, л | 290 |
Вместимость бака AdBlue, л | 75 |
Рама и ходовая часть
Рама, собранная на болтах, изготовлена из высокопрочной стали. Обильная, по традиции для «Мерсов», перфорация лонжеронов позволяет не только производителю компоновать великое множество конфигураций оборудования, но и потенциальным надстройщикам. Толщина лонжерона рамы всего 7 мм благодаря применению особой рецептуры высокопрочной стали, однако здесь конструктивно введением усилителей дополнительно увеличена её жёсткость на кручение.
Немного о тормозной системе
Колёсные тормозные механизмы Mercedes-Benz Actros MP4 дисковые на всех осях. Тормозная система – с электронным управлением, само собой есть ABS и ESP. Дополнительно помогать тормозить будет моторный тормоз. Из интересных дополнений в нашем мусоровозе есть защита от обрыва пневмотрубок тормозной системы, а при экстренном торможении стоп-сигналы не горят постоянно, а промигивают со специально подобранной частотой. Исполнение тормозной системы предусматривает частые остановки в городском ритме.
Эргономика и комфорт
Интеллектуальный «мусорщик» оснащён средней кабиной ClassicSpace М шириной 2,30 м (тип F1O). Внутри высокий моторный тоннель и два посадочных места. «Дальнобойной» роскоши в виде гигантских мониторов медиасистемы и пневмоподвески кабины здесь нет, но эргономика продумана и вполне оптимальна. Среди опций трип-компьютера водителю доступна информация о состоянии загрузки осей благодаря устройству измерения осевых нагрузок.
По мнению создателей сего транспортного средства, именно такая версия кабины обеспечивает мусоровозу хорошую аэродинамику.
Конспектируем данные надстройки
Zoeller Medium XL на шасси Mercedes-Benz Actros 2536L с колёсной формулой 6х2 специально разработан для сбора ТКО и КГМ в режиме непрерывной работы в условиях плотной городской застройки, дополнительно оснащён портальным погрузочным устройством для выгрузки бункеров объёмом от 4–8 м3. Кузов техническим объёмом 21,5 м3 имеет овальное сечение. Подъёмное устройство – Zoeller SK200 + Welaki. Тип обслуживаемых контейнеров MGB 120 – 1100 л.
Интеллектуальная система прессования отходов Zoeller Medium XL позволяет адаптировать мусоровоз под необходимые условия эксплуатации, учитывая сезонность и морфологический состав отходов. Режим прессования меняется зависимости от типа отходов, таким образом обеспечиваются высокие показатели прессования вне зависимости от наполненности бункера. Максимальный коэффициент прессования – 1:6.
Электронные помощники «мусорной» логистики
Все мусоровозы Mercedes-Benz оснащены системой контроля над автопарком Fleet Board. Она предоставляет полную информацию о рейсах, периодах движения и стоянок, местоположение, пройденный маршрут. Благодаря анализу стиля вождения водителя возможно оптимизировать и повысить эффективность управления автомобилем с целью снижения затрат на содержание автомобиля, а также добиться экономии топлива 5–15%, по мнению производителя техники…