Модели автопробега «Москва–Каракумы–Москва».
В текущем году мы отмечаем 80-летний юбилей одного из крупнейших автопробегов XX века, проходившего в 1933 году по маршруту «Москва–Каракумы–Москва». Приняв технический старт в Москве, на 12-м километре шоссе Энтузиастов, 6 июля 1933 года, за 86 дней 23 автомобиля преодолели 9400 км, двигаясь как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. Трое из участников пробега были награждены орденом Ленина – высшей на тот момент в СССР наградой, остальные получили почётные грамоты, нагрудный памятный знак и кожаные пальто.
Это был значительный автопробег, в рамках которого проверялась надёжность автомобильной техники, выпущенной в молодой Стране Советов, исследовалась возможность применения новых материалов и комплектующих. В нём участвовали профессиональные водители, учёные, журналисты, писатели, фотографы, кинохроникёры, сотрудники ГПУ и др. Именно после этого пробега в СССР появилась профессия водитель-испытатель, а И.В. Сталин произнёс фразу: «У нас не было автомобильной промышленности. Она у нас есть теперь». Многие участники пробега впоследствии стали видными инженерами, учёными, деятелями культуры, а Эль-Регистан участвовал в создании слов гимна СССР.
Все перипетии автопробега «Москва–Каракумы–Москва » описаны в нескольких книгах, две из которых являются документальными. Авторы первой Эль-Регистан (в то время журналист газеты «Известия») и журналист газеты «Правда» Лазарь Бронтман попытались максимально осветить событие, в котором они принимали участие, описывая всё в хронологическом порядке. Автор второй книги и он же автор документального фильма об автопробеге «Москва–Каракумы–Москва» известный кинооператор Роман Кармен. Творчество других участников больше является художественным, это рассказы Михаила Лоскутова, опубликованные в нескольких его книгах, и повесть для детей среднего и старшего возраста, которую в 1934 году опубликовал ещё один участник автопробега Борис Дьяков, но и из них можно почерпнуть некоторые подробности. Я не случайно упомянул об этих книгах, так как все дальнейшие статьи об автопробеге «Москва–Каракумы–Москва», созданные в течение последних 80 лет, в основном опираются именно на материалы, опубликованные в них.
Любители масштабных моделей автомобилей конечно же не могли обойти вниманием технику, которая принимала участие в этом автопробеге. И многие компании, и мастера-одиночки до сих пор пытаются воссоздать автомобиль того или иного участника в масштабе 1:43. Прежде чем подробно рассмотреть масштабные модели, напомню автомобили участников:
- шесть автомобилей ГАЗ-А, причём автомобили со стартовыми номерами 1, 4, 21 были оснащены шинами новой конструкции – «сверхбаллонами», автомобили с номерами 2 и 3 оснастили шинами усиленной конструкции и автомобиль под номером 5 – стандартными шинами;
- пять автомобилей ГАЗ-АА с номерами 6, 7, 8, 9, 22. Причём только автомобиль под номером 8 оснастили «сверхбаллонами», остальные двигались на стандартных;
- два автомобиля «Форд-АА» с номерами 10, 11;
- три автомобиля «Форд-Тимкен» с номерами 12, 13, 14;
- два автомобиля ГАЗ-ААА с номерами 15, 16;
- четыре автомобиля АМО-3 с номерами 17, 18, 19, 20;
- один автомобиль «Форд-НАТИ-30».
Из 23 автомобилей 6 автомобилей были трёхосными, остальные двухосными. Номера и количество осей помогут нам чуть позже.
Толчком к созданию масштабных моделей автомобилей – участников автопробега «Москва–Каракумы–Москва» послужил выпуск копий автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА на объединении «Двигатель» в Ленинграде и копии автомобиля ГАЗ-А на саратовском заводе «Тантал». Примерно в одно и то же время, в конце 1990-х годов, появились конверсии стандартной модели ГАЗ-ААА. Первую предложил коллекционерам коллектив авторов из мастерской «ЕКАМ» (Екатеринбург-модель), вторую предложил коллектив мастерской «РАЗУМ» из Украины. Причём как первые, так и вторые производили копию автомобиля ГАЗ-ААА под номером 16 с разной степенью детализации, которая со временем стала несколько хуже, чем была в начале.
Поздние модели зачастую уже не имели таблички со стартовым номером, хотя на каждом прототипе он был установлен на переднем бампере и на задней части рамы. Почему создатели масштабных моделей автомобилей в качестве предмета копирования выбрали автомобиль под номером 16, неизвестно, возможно, потому что этой экспериментальной трёхоске Горьковского автозавода было присвоено имя газеты «Правда», и она полностью состояла из материалов и комплектующих, созданных в СССР. Возможно, потому что, как ни испытывал её на прочность инженер-механик А.В. Куракин, она прошла весь путь без поломок, более того, сохранив в семи из десяти покрышек, входящих в комплект запасных частей этого автомобиля, московский воздух.
А может быть, на выбор моделистов повлиял рисунок Юрия Долматовского, опубликованный в журнале «Техника – молодёжи» в рубрике «Наш автомобильный музей». Уральские и украинские моделисты подошли к созданию копии ГАЗ-ААА по одному и тому же алгоритму. Стандартную модель перекрашивали в белый цвет. Вместо стандартных фар, выполненных из пластика, устанавливали точёные металлические. На кузов устанавливали имитацию тента, выкрашенного в серый цвет. Уральские мастера создавали тент из тонкой жести, применяя метод холодной штамповки с последующей пайкой, украинские отливали его из смолы. На передний бампер устанавливали табличку со стартовым номером автомобиля. На табличку и борта кузова автомобиля наносились надписи «Москва–Каракумы–Москва». Точное количество выпущенных моделей неизвестно.
В дальнейшем модель от ЕКАМ перестали комплектовать точёными фарами, стали оставлять стандартные, выпускаемые объединением «Двигатель». Тент некоторых экземпляров окрашивали в песочный цвет. Чуть позже цвет тента опять стал серым, но исчезла табличка с переднего бампера, на которой указывался номер автомобиля. Украинская модель позже тоже претерпела изменения. Один из её авторов Зиновий Лахтерман изменил цвет тента на тёмно-зелёный, поменял его форму и передние фары, добавил запасное колесо, установив его на переднее крыло модели. Если же опереться на фотоматериалы о пробеге, то ни на одной трёхоске запасные колёса на передних крыльях не крепили.
Ещё одну конверсию модели ГАЗ-ААА создал Игорь Гордиенко. Как видно на фото, у модели тёмно-зелёный тент, созданный мастером самостоятельно. Модель покрашена в светло-бежевый цвет и имеет номер 9 на табличке, установленной на переднем бампере и в задней части кузова. К сожалению, автор модели ошибся, ведь, как я указал ранее, под номером 9 в автопробеге принимал участие не трёхосный, а двухосный автомобиль ГАЗ-АА.
Особняком стоит модель, созданная мастером из Казахстана Николаем Вшивцевым. Модель полностью создана самостоятельно. Все детали создавались и собирались вручную. Получилась очень хорошая и правдоподобная модель светло-голубого цвета с серым тентом, прекрасно проработанными мелкими деталями, правдоподобными решёткой радиатора, фарами, дисками колёс, открывающимся капотом с имитацией двигателя. Единственная ошибка – это установка запасного колеса на переднем левом крыле автомобиля.
У всех представленных моделей ГАЗ-ААА на тенте мы видим сбоку два окна, так же указано и на рисунке Ю. Долматовского. К сожалению, пока нет документальных фото реального автомобиля ГАЗ-ААА с номером 16, чтобы сравнить их и быть уверенным, что форма тента и количество окон у масштабных моделей верны. Но на фото, где видны трёхосные автомобили «Форд-Тимкен», внешне не отличимые от ГАЗ-ААА, заметна другая форма тента и три окна сбоку вместо двух.
Следующим автомобилем, привлекшим внимание мастеров, был ГАЗ-А на шинах «сверхбаллон». Мне попалось только две конверсии, созданные на базе масштабной модели ГАЗ-А, выпускаемой саратовским объединением «Тантал». Первая выполнена Павлом Болкуновым из Казахстана, авторство второй модели, к сожалению, выяснить не удалось. Копия Болкунова выкрашена в белый цвет, имеет хорошо проработанный радиатор с вымпелом «МАК» (Московский автоклуб), правдоподобные копии шин «сверхбаллон», передний и задний бамперы, ручки дверей, конструкция складного тента, задний фонарь. Но, к сожалению, отсутствует номер на бампере, в связи с этим невозможно понять, какой автомобиль копировал мастер, и сравнить созданную модель с прототипом. Чуть проще обстоит дело с моделью, выполненной пока неизвестным нам мастером. Судя по табличкам на переднем и заднем бамперах с номером 4, мастер стремился создать копию автомобиля, которым управлял Сеня Уткин – ветеран Гражданской войны, чемпион Украины по автоспорту. 27 сентября 1933 года этому автомобилю было присвоено имя «Узбекистан». Модель выкрашена в голубой цвет, неплохо проработаны шины «сверхбаллон», элементы кузова, механизм складного тента, радиатор, но на радиаторе вместо вымпела «МАК» укреплён флажок СССР, что не соответствовало действительности.
И третьим автомобилем-участником, который удостоился быть воссозданным в масштабе 1:43, стал АМО-3 с номером 20. Реальным автомобилем управляли водители Шебуняев и Баширов, автомобиль хорошо перенёс всю дистанцию автопробега. В пути произведена замена подрессорников, после окончания пробега потребовалась регулировка коробки скоростей. Хорошую копию автомобиля создала украинская мастерская «Мини-классик», широко известная своими моделями ЗИС. Модель выкрашена в голубой цвет, со светло-голубым тентом, на переднем бампере и заднем борту модели укреплены таблички с номером 20, на каждый борт нанесена эмблема «ЗИС» и надпись «Москва–КараКум». Некоторые экземпляры комплектовались фигурками участников пробега, тоже выполненными в масштабе 1:43.
В 2012 году под брендом «Наш Автопром» коллекционерам масштабных моделей было предложено две копии ГАЗ-ААА, заявленные как копии автомобилей-участников пробега «Москва–Каракумы–Москва». Несмотря на хорошую проработку выпущенных моделей, считать их копиями автомобилей – участников автопробега сложно. Потому что как голубая, так и песочного цвета модели не имеют стартовых табличек, соответствующих надписей на бортах кузова, оснащены тентом спорной формы и имеют «запаски», укреплённые у дверей кабины, и, по сути, блокирующие в неё доступ. Если представить их установленными в этих местах на реальном автомобиле, то сразу видно, что открыть нормально дверь для доступа в кабину невозможно.
Некоторая путаница наблюдается и с цветом масштабных моделей, это происходит из-за отсутствия достоверной документальной информации о цвете автомобилей, участвовавших в пробеге.
Имеются лишь некоторые выдержки.
1) «Едем прямо, – сказал командор, и люди, высыпавшие из всех машин по первому же авралу, вцепились в кузов голубой АМО…» (Эль-Регистан, Бронтман Л. Москва–Каракумы–Москва. – М.: Советская литература, 1934. – С. 110–112).
2) «…пропуская мимо себя одетые в сверхбаллоны легковые машины, серые полуторатонные грузовики, покрытые пылью голубые АМО и трёхоски…» (там же, с. 208).
3) «Идём, посмотри мою машину… повёл его к грузовику номер 10. Это был тот самый оранжевый автомобиль, что Миша видел возле автоклуба» (Дьяков Б. Герои Каракумов. – Воронеж, Книгоиздательство «Коммуна», 1934. – С. 14).
4) «В солнечный воскресный день из ворот Центрального парка культуры и отдыха имени А.М. Горького выехали двадцать три машины, выкрашенные в белый цвет. В составе колонны было семнадцать грузовых и шесть легковых машин отечественного производства». (Кармен Р. Автомобиль пересекает пустыню. Записки кинооператора. – М.: Детгиз, 1954. – С. 6).
5) «Автомобили АМО-3 поверх обычной тёмно-зелёной краски машины перекрасили в светло-голубой цвет для уменьшения нагрева от солнца». (Поликарпов Н.А. Автомобили ЗИС-5/5В. – М.: Издательство: ЦДТС. – 2003. (Из серии «Музей техники»).
6) «Вся машина (имеется в виду АМО-3) помимо обычной тёмно-зелёной краски была ещё окрашена красной краской» (За рулём, № 22, 1933 г.)
7) «Итак, семнадцать грузовых и шесть легковых машин были выкрашены в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей. На борту каждой машины было написано «Москва–Кара-Кумы–Москва» (Колодина М. Международный журнал «Туркменистан», 2009, № 9–10, с. 54–55).
8) Из описания рисунка Ю. Долматовского в журнале «Техника – молодёжи» видно, что ГАЗ-А был зелёным, а автомобиль ГАЗ-ААА с номером 16 светло-бежевого, почти белого цвета.
9) Есть несколько рисунков, где легковые ГАЗ-А имели песочный цвет. Есть версии, что ГАЗ-А были окрашены в голубой цвет.
Все эти противоречивые свидетельства пока не дают возможности установить, как действительно были окрашены автомобили.
К сожалению, другие автомобили автопробега «Москва–Каракумы–Москва» пока не воссозданы в масштабных моделях, но я уверен, что эта ситуация изменится, как и уменьшится количество белых пятен, связанных с одним из ярчайших событий автомобильной истории нашей страны.
Источник http://www.gruzovikpress.ru/
Ваш комментарий будет первым