Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Песец» ПАЗ-3201C

«Песец» полный и окончательный
ПАЗ-3201C.

Сергей Комков (Якутск), фото автора

Название ему придумали друзья – есть же имена из мира фауны: КАМАЗ «Сайгак», ГАЗ «Соболь», «Тигр», Ford Mustang, VW Fox… а у меня Polar Fox – ПАЗ «Песец»!

Сидели мы с товарищами в бане, я как всегда на листочках проект рисовал. Спорили. В угаре спора и обсуждения подаем с мобильного объявление в бегущую строку на местный телеканал: «Куплю ПАЗ-3201»!

Воскресное утро началось с восторженного звонка друга: «Поехали смотреть! Просят 35, ещё запчасти в придачу и заводной!!!»

И вот он стоит у меня во дворе, а я ошарашенно понимаю, что отступать некуда.

Сразу скажу, что поехал я на нём только через 3,5 года – 2,5 года работы и ещё год оформлений в инстанциях. Но, как говорится, не имей 100 рублей!

Не знаю, осилил бы я всё без помощи родственников (батя – слесарь, я – столяр) и верных друзей, поверивших в мечту? Но стимул был серьезный.

Большой люк на ребристой крыше. Багажный отсек для лёгких габаритных вещей из трубы 25 мм переходит в лестницу
Большой люк на ребристой крыше. Багажный отсек для лёгких габаритных вещей из трубы 25 мм переходит в лестницу

Идеей переделать автобус ПАЗ-3201 в дом на колесах я заболел лет 10 назад. По Якутску народ возят именно «пазики». Раньше было много кругломордых, лобастых ПАЗ-672 и ПАЗ-3201, и мне они почему-то очень нравились. Пока ездил на них, гонял мысли вперёд-назад, как и что тут можно ещё сделать. Проект мыслился слишком масштабным, поэтому и созревал долго.

Сначала построил гараж, затем оборудовал мастерскую. Добыл чертежи. С Интернетом тогда ещё не дружил и знакомился с местными «самоделкиными». Почти все знакомые отговаривали от этой затеи, мол, есть же грузовики с кунгами, «и неча изобретать велосипед». А я вот просто видел его – автобус с вездеходными колесами: удобный вход, широкий обзор, большие высокие кресла, непосредственная связь с водителем. Большой обитаемый салон, быстро трансформируемый под насущные потребности обеденную или спальную зоны.

Салон по оснащённости как в самолете: магнитола, 2 рации – на 27 и 400 МГц, монитор камеры заднего вида, блок подзарядки пальчиковых батареек. Освещение салона – 7 ламп на светодиодах. В салоне дополнительный радиатор отопления. Водительское сиденье от японской иномарки с подогревом и электрорегулировкой. Вверху полки для одежды и «спальников»
Под сиденья вставлены 6 фанерных рундуков для провианта, посуды и вещей. Печка-буржуйка с поддувалом оборудована водогрейным котлом для питьевой воды, радиаторной надставкой на трубе и полкой для сушки мокрых вещей. Место изолировано от кузова и экранировано асбестом. Места хватает для раскладного стола
70% пришлось на работы по кузову и внутреннему убранству. Реверсивный вентилятор с фильтроэлементом в потолке осуществляет как вытяжку, так и нагнетание забортного воздуха
Салон по оснащённости как в самолете: магнитола, 2 рации – на 27 и 400 МГц, монитор камеры заднего вида, блок подзарядки пальчиковых батареек. Освещение салона – 7 ламп на светодиодах. В салоне дополнительный радиатор отопления. Водительское сиденье от японской иномарки с подогревом и электрорегулировкой. Вверху полки для одежды и «спальников»

Дополнительные удобства – это внешняя подвеска, на которой крепится габаритный груз, не загромождая салон (будь то катамараны, лыжи, велосипеды или воздушный шар). С дровяной печкой можно комфортно обитать в любой мороз и при непредвиденных поломках. Колеса с регулируемым давлением и лебедка позволяют преодолевать даже глубокое бездорожье.

Принципиально идея не нова. За рубежом в экспедициях и для туризма давно и широко используют полноприводные автобусы на шасси грузовиков. Кстати, в Интернете нашел подобные кемперы Engesa, Ford, Svkoda-LIAZ, Tatra, OKA, IFA, Unimog… но это уже было после того, как построил свой. Нужно заметить, что наша оборонка располагала автобусами АПП-66 и 38АС, которые более всего подходят для постройки внедорожных кемперов, но попробуй их сыскать!

Мосты от ГАЗ-66 придали автобусу впечатляющую проходимость на снегу, достойную «шишиги», и позволяют форсировать метровые броды
Мосты от ГАЗ-66 придали автобусу впечатляющую проходимость на снегу, достойную «шишиги», и позволяют форсировать метровые броды

А тут всё логично – серийный ПАЗ-3201, к которому нужно привинтить матчасть от ГАЗ-66: мосты и колеса. По мне так «пазики» 4х4 на худосочных шинах от ГАЗ-53 выглядят нелепо. Спрос на них был бы гораздо выше, если бы с завода они шли с вездеходной резиной. Короче, слишком много «бы» – и я начал подыскивать варианты с покупкой исходного автобуса. За понравившийся просили 100 тысяч, но он был не на ходу. Пока после банной субботы не нашёлся тот самый вариант за 35.

Купленный ПАЗ-3201С 1987 года выпуска первые две пятилетки числился за ведомством. Потом ещё десятилетку машина батрачила у частника. Уже при беглом взгляде стало ясно, что прежний владелец машину очень любил. C бывшим с хозяином, кстати, мы очень сдружились и он (редкий случай!) даже принял активное участие в перерождении машины.

Предпоследнюю секцию удалили как гнилой зуб. Кузов пришлось усиливать – приварил по периметру уголками на 75 мм к концам лонжеронов (теперь можно и домкрат под край ставить!). Еще вставил уголки в месте соединения пол–стенка для жесткости, чтоб кузов не раскачивало. Работы хватало. После обрезки выноса рамы за задним мостом корма стала короче на 800 мм. После этого увеличившийся угол свеса позволил грузиться на речные паромы в местах, не обустроенных причалами
Несущая конструкция купленного автобуса была почти в хорошем состоянии. Но кузов в местах креплений к лонжеронам уже насквозь просвечивал и в двух местах оторвался, поэтому его сначала разобрали до скелета и полностью содрали обшивку. И тут начали выползать нарывы...
Предпоследнюю секцию удалили как гнилой зуб. Кузов пришлось усиливать – приварил по периметру уголками на 75 мм к концам лонжеронов (теперь можно и домкрат под край ставить!). Еще вставил уголки в месте соединения пол–стенка для жесткости, чтоб кузов не раскачивало. Работы хватало. После обрезки выноса рамы за задним мостом корма стала короче на 800 мм. После этого увеличившийся угол свеса позволил грузиться на речные паромы в местах, не обустроенных причалами

Если первый проект подразумевал лишь доработку серийного ПАЗ-3201С для туризма и путешествий, то задача «максимум» выливалась в постройку вездеходного кемпера для месячного автономного проживания 8–10 человек в любую погоду и время года. Это же Якутия! Практичность была приоритетом: никаких там японских движков и приводов от экзотических БТР и БРДМ.

Что интересно: после всех переделок в техническом описании конструкции изменилось только количество шин, их размерность, количество посадочных мест и габаритные длина и высота. Тем не менее без БТР-60 не обошлось: мощную лебёдку от него поставили между КП и раздаткой. КОМ использовали стандартную. Трос протянули, как и полагается, через ролики.

Племянник Романя Дудник за рабочую смену с обеденным перерывом и безо всякой штурмовщины и перекуров спокойно нарезал резьбу на 328 гаек!
Брат Денис Бочков разделывает. Пришлось заменить колесные арки. Для этого нужно всего лишь разрезать барелльные или 200-литровые бочки и вварить их вместо существующих ниш
Племянник Романя Дудник за рабочую смену с обеденным перерывом и безо всякой штурмовщины и перекуров спокойно нарезал резьбу на 328 гаек!

Автобус разобрали буквально по винтику, каждый агрегат был или отремонтирован, или заменен. Все резьбы пройдены лерками и метчиками. Ведро краски и грунтовки, 3000 клёпок и саморезов, 5 пачек электродов, 30 дисков по металлу, а сколько свёрл сломал, уже и не вспомнить.

Переделка началась с обрезания выноса рамы за задним мостом. Из кузова убрали одну 80-см оконную секцию. Сзади приварили уголок на 100 мм, а нижнюю юбку обрезали на 20 см. По всему периметру к косынкам рамы приварили силовой уголок на 75 мм, на крылья поставили металл 1,5 мм. Каркас пола в салоне усилили квадратной трубой 50х25 мм (ферма ячеёй 300 мм), а затем утеплили пенопластом и водостойкой 10-мм фанерой.

Мотор ЗМЗ-672 хоть и родной, но без тщательной переборки не обошлось. Коленвал, КШМ и поршневую группу использовали от ПАЗа, а компрессор от ЗИЛ-130
Специальная проушина используется как защита поддона картера, а также для вывода буксирного троса от лебёдки и крепления паяльной лампы в качестве подогревателя картера двигателя
Специальная проушина используется как защита поддона картера, а также для вывода буксирного троса от лебёдки и крепления паяльной лампы в качестве подогревателя картера двигателя
Мотор ЗМЗ-672 хоть и родной, но без тщательной переборки не обошлось. Коленвал, КШМ и поршневую группу использовали от ПАЗа, а компрессор от ЗИЛ-130

Каркас пола над КП закрепили шестью болтами Мх10 к передним крыльям и обшили железом 0,75 мм. Усилили капот фанерой 10 мм, а вот утеплять и шумоизолировать пришлось минеральной ватой. Капот разбирается откручиванием 10 болтов за 5 минут, и можно даже добраться до двигателя или КП прямо из салона, что, конечно, удобно при ремонте в мороз. Для подпольных ящиков под аккумуляторы, ЗИП и вещи в пространстве рамы использовали 1-мм железо.

Потолок усиливали квадратной трубой и водостойкой 5-мм фанерой. Кузов утеплен «насмерть» – пол пенопластом, стены, потолок – минватой, изолоном и кожзаменителем. Двойные стекла по кругу. Замечу, что все стыки были пройдены герметиком! В салоне, используя разводку над термостатом, поставил дополнительный радиатор отопления (до 100% тепла от двигателя теперь направлено на отопление салона!).

Низ кузова обрезан для лучшей продольной геометрической проходимости. С мостами ГАЗ-66 высота первой ступени салона над уровнем грунта достигла 80 см. Поэтому для удобства входа в салон был изготовлен складной трап параллелограммной типа с двумя ступеньками
Из 50-литрового бака из нержавейки вода поступает прямо в портативный душ со шторными стенками. Скручиваемый в рулон по принципу школьного экрана навес по правому борту позволяет отдыхать на открытом воздухе даже в ненастье
Задний багажник вместимостью порядка 2 кубометров. Каркас запасного колеса крепится болтами через кузов к поручням в салоне, уголку заднего багажника и силовому уголку. На каркасе закреплён откидной навес для мини-душа
Весной наконец получил заветные документы о внесении изменений в конструкцию, накатал уже 5500 км. Использую как для отдыха (рыбалка, шашлыки, сейчас вот на гору ездим на сноуборде кататься), так и для работы – самоходная теплушка, плюс стройматериалы вожу
Низ кузова обрезан для лучшей продольной геометрической проходимости. С мостами ГАЗ-66 высота первой ступени салона над уровнем грунта достигла 80 см. Поэтому для удобства входа в салон был изготовлен складной трап параллелограммной типа с двумя ступеньками

Учитывая высокий расход топлива на бездорожье и длительные экспедиции, в свободное пространство сразу за основным бензобаком установили третий стандартный топливный бак на 105 литров. Так что даже при контрольном расходе топлива 33 л на 100 км запас хода на шоссе может достигать 1000 км. Зимой же на понижающей передаче аппетит достигает 50 л на «сотню».

Экспедиционная машина получилась очень УДОБНАЯ – так ее можно охарактеризовать одним словом. А слеплена она была в обычном гараже, обычными ручными инструментами, обычными людьми.

P.S. Долгими зимними вечерами не спеша с товарищем-дизайнером рисуем аналогичный проект в 3d, но уже под автобус ПАЗ-3206…

Источник  http://www.gruzovikpress.ru/

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *