В конце 1950-х годов Марсель Бро, основатель Manitou Group, создал первый в мире мачтовый погрузчик повышенной проходимости, присоединив подъемную мачту к сельскохозяйственному трактору со стороны задних колес и поменяв при этом местами передние и задние колеса. Это позволило уменьшить пробуксовку и более равномерно распределить давление, тем самым не давая машине увязнуть в грунте. Такой погрузчик быстро получил популярность: с его помощью стало возможным аккуратно перемещать тяжелые грузы даже на труднопроходимых участках. В 1958 году началось массовое производство мачтовых погрузчиков.
С тех пор прошло много времени, и сейчас, по статистике компании «МАНИТУ ВОСТОК», поставляющей технику французского бренда Manitou на российский рынок, мачтовые погрузчики активно применяются для транспортировки грузов в самых разных отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
В полях и на пересеченной местности требуется особая техника, обладающая характеристиками, которые позволяют сохранять высокую производительность в сложных рабочих условиях.
Несмотря на то, что для сложных задач в России пока еще чаще всего используют тракторы и экскаваторы – владельцы приспосабливают эту технику практически к любым условиям, – интерес к погрузчикам повышенной проходимости, предназначенным именно для работ на бездорожье, растет год от года.
Внедорожные мачтовые погрузчики обладают уникальными качествами. Они сочетают в себе преимущества обычных вилочных погрузчиков и вездеходной техники, что позволяет им максимально аккуратно перемещать тяжелые, длинные или объемные грузы по пересеченной местности. У этих машин мощная и прочная рама, а их внутренние детали, в частности, гидравлические элементы, очень схожи с устройством вилочных погрузчиков.
Как отмечают в «МАНИТУ ВОСТОК», рынок внедорожных мачтовых погрузчиков сегодня раз в 10 меньше рынка, например, «телескопов». Так, общий объем продаж в России новых мачтовых погрузчиков составляет примерно 10-15 штук в год. В сравнении со стандартными вилочными погрузчиками стоимость внедорожных мачтовых выше на 30-40%. И такая цена вполне оправдана, ведь вилочный погрузчик не способен работать в условиях бездорожья, преодолевать крутые подъемы и уверенно передвигаться там, где нет твердого дорожного покрытия. В то же время не всякая вездеходная техника имеет специальное приспособление для транспортировки тяжелых и громоздких грузов, роль которого во внедорожном погрузчике выполняют вилы, закрепленные на стабилизационной мачте.
При этом из-за высокой цены внедорожных мачтовых погрузчиков большим спросом пользуется б/у техника. Однако в связи с введением в России в 2016 году высокого утилизационного сбора в компании ожидают повышения интереса к новым машинам: при возросшей цене как на б/у, так и на новую спецтехнику, выгоднее приобретать ту, которая прослужит дольше. В то время, как вездеходные погрузчики представлены далеко не у всех производителей, в линейке бренда Manitou, мирового лидера по производству внедорожной погрузочной техники, есть две модели таких машин – мачтовые погрузчики M-X 50-2 и M-X 50-4.
Эти модели представляют собой маневренные внедорожники с грузоподъемностью до 5 тонн. Они часто используются на открытом грунте, например, на лесозаготовках, строительных площадках, неасфальтированных складских территориях или в фермерских хозяйствах, в том числе на поврежденных участках. В таких условиях, когда особенно важна мобильность машины и точность выполняемых работ, M-X 50 с радиусом разворота в 4,16 м и высотой мачты до 6 м становится незаменимым помощником. Плавность и безошибочность при маневрах обеспечивается гидростатической трансмиссией. Наклон мачты в 15 градусов позволяет опрокинуть и перемещать тяжелый и длинный груз, например, лесозаготовительные материалы.
Благодаря довольно крупным габаритам (3,75 м в длину, 2,1 м в ширину и 2,42 м или 2,54 м в высоту) M-X 50 достигает оптимальной стабильности при работе. Амортизатор мачты и литая рама-моноблок в свою очередь сглаживают колебания груза при передвижении по любой местности. За счет этого погрузчик подходит для перемещения взрывоопасных предметов (торпед, мин, противоминного оружия).
Также высокая эффективность M-X 50 достигается благодаря мощному дизельному двигателю (95 л. с.) европейского или американского производства.
Повышенная проходимость машины обеспечивается высоким клиренсом (36,5 см под колесной базой и 26,5 см под грузоподъемником) и большими колесами со специальным внедорожным протектором. Также за счет поперечного наклона оси поворота задних колес происходит эффективное сцепление с поверхностью.
M-X 50 существует в двух вариантах – с одним или двумя приводами (M-X 50-2 и M-X 50-4 – с двумя или четырьмя цилиндрами соответственно). Проходимость полноприводного погрузчика позволяет ему передвигаться по особо сложным поверхностям (глубокий снег, грязь, песок) и даже выбираться из ям. Однако в некоторых ситуациях M-X 50-2 оказывается незаменимым. Например, в Европе он используется военными для перевоза взрывчатки в полевых условиях.
При сильных технических характеристиках машина является простой и удобной в использовании и комфортной для оператора, в том числе за счет низкого уровня шума в кабине.
Все компоненты двигателя доступны при открытии капота, что упрощает техническое обслуживание машины. Вместе с тем, кабина оснащена двумя дверьми, панорамное остекление в сочетании со скошенными задними противовесами обеспечивает обзор на 360 градусов. Помимо прочего, благодаря подвеске кабины в процессе работы на неровной поверхности эффективно устраняется вибрация.
Для M-X 50 характерен длительный срок эксплуатации, в том числе за счет антикоррозионного покрытия, благодаря чему эти машины особенно подходят для интенсивного использования в сложных условиях, характерных для пересеченной местности.
Внедорожные погрузчики относятся к премиум-сегменту. И для конкретного клиента изготавливается эксклюзивная надежная машина с мощными характеристиками и набором индивидуальных опций под определенные задачи (полный или передний привод, высота мачты от 3 м до 6 м и т.п.).
В планах «МАНИТУ ВОСТОК» на ближайшие 3-5 лет увеличить продажи внедорожных мачтовых погрузчиков в 5 раз.