Авторитетный автомобильный журнал из Великобритании Autocar составил рейтинг самых странных машин европейских стран бывшего соцлагеря. По мнению экспертов, эти автомобили были созданы в условиях плановой экономии и не стали бы популярны на рынке.
В список попали знаменитые Trabant, Tatra, Skoda, Dacia, а также один ЗАЗ и 4 «Лады». «Запорожец» ЗАЗ 965, по словам британских журналистов, был настолько несовершенным, что компания решила разработать преемника с нуля – и так появился ЗАЗ 966. Новая модель была более комфортной и просторной, а также с улучшенной системой охлаждения.
Первый автомобиль Lada 2101 дебютировал в 1970 году. В основе лежал хорошо зарекомендовавший себя седан Fiat 124. Но инженеры ВАЗа внесли изменения в конструкцию для езды по советским дорогам — новый мотор, крепкие элементы кузова и модернизированная подвеска. Это был «народный автомобиль» СССР, и «Копейку» выпускали до 1988 года.
Lada Sputnik / Samara – это первая «Лада», выпущенная без участия Fiat. ВАЗ обратился за помощью к Porsche, изучил разные модели, включая неизменно популярный Volkswagen Golf. Так появился квадратный хэтчбек, который надеялись вывести на международный рынок. Машину продавали в России до 2012 года.
Лада 111 Тарзан-2 начал свою жизнь как универсал. Он был полноприводным, что позаимствовано у «Нивы». В итоге получился прочный универсал, «который выглядел так, как будто он мог съесть Toyota RAV4 на завтрак и при этом оставить место для Suzuki Jimny». По некоторым данным, выпустили всего не более 1000 машин в 1999 году.
В 1977 году «Лада Нива», пройдя испытания в узбекской пустыне, поступила в продажу в СССР. Это был серьезный внедорожник для повседневной езды, дешевый в сборке и простой в обслуживании. Более того, машину экспортируют по всему миру. Причем даже в 2020 году от модели не отказываются.