Андрей Филиппов.
Пару месяцев назад я наблюдал грустную картину. «Сто тридцатый» с «одазовским» полуприцепом пытался проехать, а вернее, протиснуться во двор, заставленный легковушками. Перегородив половину улицы, водитель с помощью коллег 20 минут безуспешно пробовал нащупать фарватер среди бамперов, пока, наконец, не появился один хозяин горы и не убрал ее в сторону. Не знаю, о чем думали остальные, стоя в мгновенно образовавшейся пробке, но лично я «тихим, незлобивым словом» поминал… нет, не шофера ЗИЛа, а того, кто догадался отправить его сюда с компрессором, который легко поместился бы в «ГАЗель»…
Не котенок, не лягушка…
Он озадачивает с первого взгляда. Странный какой-то. Вроде грузовик, а вроде и нет. Подхожу ближе – точно, не грузовик, а самосвал с задней разгрузкой. Только зачем тогда откидные борта с трех сторон, может, кузов опорожняется в бок? Оказалось, все вместе. TGL 8.180 – самосвал с трехсторонней выгрузкой и возможностью работы в качестве бортового грузовика, на что недвусмысленно указывают петли для крепления грузов. Интригующее начало. Xем еще удивишь?
Забегая вперед, скажу, что MAN удивил вниманием к мелочам. Боковые секции кузова можно полностью откинуть вниз, тогда они лягут на специальные кронштейны и при подъеме платформы не упрутся в элементы внешнего оборудования. А можно распахнуть на угол, кратный звеньям регулировочной цепочки. Задний борт, по желанию водителя, открывается как на верхней, так и на нижней навеске. Кстати, пульт для работы с кузовом расположен между водительским сиденьем и дверью, что позволяет постоянно контролировать процесс разгрузки, например, выглянув в открытое окно. Даже такая мелочь, как шплинты, задающие направление выгрузки, снабжены страховкой от случайного выпадения. Ну, а в случае необходимости попасть в кузов водителю не придется изображать акробата – под кузовом закреплена съемная лесенка.
А сколько предусмотрительности заложено в прицепные устройства! Я буду искренне удивлен, если что-либо не смогут подцепить к «львенку», будь то передвижной компрессор или трейлер с асфальтоукладчиком.
С первого взгляда смутили ничем не прикрытые задние фонари, но после детального рассмотрения выяснилось: чтобы их разбить, придется сильно постараться – размещены они глубоко, но при этом прекрасно видны. То же касается и внешнего навесного оборудования. Вроде все подвешено около самой земли, а приглядишься – мосты еще ниже.
И о безопасности конструкторы подумали. Задний противоподкатный брус – явно не бутафория, впрочем, как и передний, скрытый под бампером. А как вам стабилизаторы поперечной устойчивости как на задней (что, в общем-то, стандартно), так и на передней оси? Последний косвенно защищен от повреждения тем, что расположен в небольшом углублении.
Плавность хода тоже достойная. А раз так, то кроме рессор (кстати, передние – сложной формы) и впереди и сзади установлены амортизаторы. Кабина имеет черырехточечную подвеску, что тоже радует.
Подустав удовлетворенно цокать языком, я отправился искать недостатки. Ну вот, совсем другое дело. Теперь я очень недоволен. И нашел их! А зачем было тратить столько пластика на грязезащитные щитки, да еще и с брызгогасителями – танки ж грязи не боятся?! Или вот угол открывания переднего капота сделали таким, что под ним можно стоять не сгибаясь. А ради чего, спрашивается? Ведь ясно же, машина ломаться вряд ли будет, а технические жидкости можно и сгорбившись проверить. И с какой стати кабина откидывается на такой большой угол? Все равно там и подкрутить нечего, даже провода зачем‑то в гофры упрятали, и хомутами скрепили. А как же старая добрая изолента?! Да и прикрывать номерным знаком буксировочную проушину было совсем ни к чему. Кому нужна эта эстетика на самосвале? В общем, сплошной перерасход ценнейших материалов…
А если серьезно – наверное, именно продуманностью конструкции, а еще таким вот вниманием к любой мелочи и создается имидж марки вообще и конкретной модели в частности.
Повернись избушка ко мне передом…
Именно таким было первое впечатление о кабине. Ведь она аналогична более тяжелым моделям и смотрится на TGL несколько великоватой, несмотря на то, что в типовом ряду она самая маленькая. Но ощущение дисгармонии быстро исчезает. Одна ступенька в совокупности с низко посаженной кабиной делают процесс посадки и высадки практически незаметным, при этом испачкаться даже о грязную машину весьма затруднительно.
Ну, а попав внутрь, понимаешь: то, что надо. Водительское кресло удобно и имеет все необходимые регулировки. Рулевая колонка меняет положение бесступенчато, причем фиксируется с помощью воздуха. кнопка управления данным процессом находится под неприметным выступом на полу, возле сиденья. Панель приборов аккуратна, функциональна и незатейлива, как и положено самосвалу.
Пассажирам (их двое) тоже грех жаловаться. Оба сиденья, несмотря на отсутствие регулировок и тоннель моторного отсека, обеспечивают должный комфорт и защиту (они оснащены ремнями безопасности). на тоннеле, кроме рычагов КП и ручного тормоза, находится и лоток для мелочей. И вообще, количество различных емкостей порадует любого водителя. Так, в полках над головой свободно укладывается увесистая инструкция. Под средним пассажирским сиденьем лоток для бумаг, а под крайним – небольшой инструментальный ящик. Понравилось размещение за водительским креслом знака аварийной остановки и мигающего фонаря, не дай бог что случится, все под рукой.
Единственное, что хотелось бы добавить, – это внутрисалонное зеркало, для данной машины оно актуально.
Распрягайтэ, хлопцы, коней…
К сожалению, полноценного знакомства со «львенком» не получилось. Выехать за территорию дилерской площадки было не суждено. Однако самое актуальное для городской машины – маневренность – я проверил. Конечно, MAN есть MAN. Соотношение колесной базы (3300 мм) и общей длины (5700 мм) позволяет развернуться на ограниченном заборами пространстве практически не напрягаясь. Вся внешняя «навеска» расположена высоко, значит, выбоины не страшны.
Ветровое стекло на самосвале такого размера подсознательно кажется огромным и вкупе с большими боковыми окнами создает эффект аквариума. Подвод воздуховодов непосредственно к стеклам воспринимается как должное*. Набор зеркал (к сожалению) без подогрева поможет сберечь нервы и краску при работе во дворах. Особенно понравился ус, позволяющий контролировать правый передний габарит.
* Решение, когда воздух подавался из дефлекторов панели и частично терял часть эффективности, развеиваясь в пути, встречается все реже.
Передачи переключаются четко, а раздражающие вибрации на рычаге отсутствуют. Хотя один недостаток все же есть (надо же было к чему‑то придраться): при движении задним ходом нет наружной звуковой сигнализации, хотя само включение задней передачи в кабине подтверждается именно сигналом.
В принципе, это мое личное мнение: кабина от тяжелого грузовика на TGL 8.180 – это благо. Кроме уже вышеперечисленных достоинств есть еще одно – самосвальная платформа по ширине не выступает за габариты кабины. Очевидно, в Германии тоже известна поговорка о семействе кошачьих: «Голова пролезла, остальное пройдет»…
Полная масса, кг | 7490 |
Допустимая грузоподъемность, кг, в том числе:
|
3400 5200 |
коробка передач (тип, количество ступеней вперед/ назад) | механическая, синхронизированная 6/ 1 |
Подвеска | Рессорная, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости |
Вместимость топливного бака, л | 100 |
Мораль сей басни такова…
На вопрос: кому же будет интересен этот автомобиль? – первоначально в голове вертелся только один ответ: конечно, владельцам автопарков, состоящих из «взрослых» самосвалов MAN для транспортировки какой-либо мелочовки. Но продавцы разочаровали – они уже пробовали и получили резонный ответ: «А зачем? Если надо, то мы любую мелочь и большой машиной перевезем». В общем, все правильно, если вдуматься, то с подобным успехом можно было предлагать путевому обходчику с кувалдой молоточек для ремонта часов, ну, на всякий случай. А вот если с подобным предложением выйти на начальника станции… поезда‑то по времени ходят!
Да и строителям стоит присмотреться к TGL. Далеко не каждый объект – многоэтажное здание, а нанимать 15‑кубовый самосвал, чтобы привезти электрическую бетономешалку и тонну цемента на одну окраину, а оттуда доставить полтонны штукатурки на другую – это расточительство.
Производитель | MAN AG |
---|---|
Модель | MAN TGL 8.180 4х2 BB |
Производитель кузова | F.X. Meiller (Мюнхен, Германия) |
Модель кузова | Meiller 11-D265/04 |
Цена | 2 500 000 руб. |
Машину могут использовать и службы по благоустройству города – завозить грунт для газонов, цветы, саженцы и др.