С 23 по 25 апреля 2019 года в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», прошла Международная выставка оборудования и технологий для добычи и обогащения полезных ископаемых MiningWorld Russia. На этой выставке демонстрируют дробильно-сортировочное, буровое и землеройное оборудование, решения для транспортировки и хранения сыпучих материалов, запчасти и комплектующие для горных машин, шахтные погрузчики, обогатительное оборудование и добавки, оборудование для тоннелестроения, технологии и средства обеспечения безопасности горных работ.
Автомобили среди всего этого великолепия присутствуют, но в небольшом количестве, зато неординарных спецификаций. В этом году количество автомобильной техники зашкаливало – аж 3 единицы! Ну и пусть…
Самосвалы с именами собственными
Итог творческой работы компании «Скания-Русь» – главные шоу-стопперы не самой профильной автомобильной выставки, которые могли бы блеснуть и затмить собой прочих экспонентов на куда более авторитетном специализированном форуме, посвящённом автотранспорту. Два предварительно скомбинированных самосвала новейшего поколения с учётом специфики перевозок на основании анализа пожеланий заказчиков. Грузовики получили собственные имена, относящие к скандинавской мифологии – Óдин и Хаген. Óдин в серо-синих тонах спроектирован для перевозки угля, а яркий оранжевый Хаген предназначен для перевозки руды и вскрышных пород. Самосвалы выпускаются в трёх спецификациях: M – начальная модель, L – традиционный тяжёлый самосвал, аналог хорошо зарекомендовавшей себя линейки карьерных самосвалов Scania прошлого поколения, XL – премиальное решение. На выставке в «Крокус Экспо» были представлены самосвалы HAGEN XL и ODIN XL. Каждая из машин требует пристального внимания.
Индивидуальная спецификация Scania ODIN XL полной массой 50 т разработана под перевозки угля на коротком и среднем плече по дорогам с различным типом покрытия и без него. Колёсная формула – 8х4, колёсная база 5550 мм. Самосвал обут во внедорожные шины Michelin размерностью 325/95 R24. Силовая установка состоит из 13-литрового двигателя DC13 146 пятого экологического класса, настроенного на отдачу в 500 л.с. (максимальный крутящий момент 2550 Нм при 1000–1300 об/мин). С ним в паре работает автоматизированная КП Opticruise GRSO935R. Главная передача отношением 6,43 с блокировкой дифференциала. Передняя и задняя подвеска ODIN XL на усиленных параболических рессорах (технически допустимая грузоподъёмность задней балансирной тележки до 40 т). Тормозная система оборудована барабанными колёсными механизмами и дополнена ретардером.
У нашего скандинавского героя по имени Óдин усиленный самосвальный кузов с задней разгрузкой марки Wielton, геометрическим объёмом 32,5 м3, который изготовлен из высокопрочной стали Strenx S700, толщина стенок 6 мм, днища – 8 мм. Передний борт прямой с защитным козырьком на 1/3 длины кабины, задний борт тоже прямой, несъёмный, с принудительной фиксацией.
Характер этого воина на поле боя горнодобычи вызывает заслуженное уважение. Полная масса Хагена – официально 50 т, но технически допустимый порог вне дорог общего пользования может быть повышен. Колёсная формула – 8х4, колёсная база 4950 мм. Самые серьёзные намерения подтверждают внедорожные шины размерностью 325/95 R24. В движение Хагена приводит 13-литровый 500-сильный двигатель DC13 146. КП здесь такая же как и у Óдина – Opticruise GRSO935R, но главная передача отношением 7,63, под более короткое плечо при перевозке вскрышных пород. Передняя подвеска HAGEN XL на усиленных параболических рессорах, а задняя на трапецеидальных рессорах 8х30/100. (технически допустимая грузоподъёмность задней балансирной тележки до 40 т). Тормозная система, как и у собрата с барабанными колёсными механизмами и дополнена ретардером.
Но совсем другое дело – самосвальная надстройка с задней разгрузкой KH-KIPPER для перевозок руды и вскрышных пород геометрическим объёмом 25 м3, которая изготовлена из стали Hardox 450, толщина стенок 8 мм, днища – 15 мм! Передний борт – прямой, с защитным козырьком против осыпания породы, задний борт также прямой, несъёмный, с принудительной фиксацией.
ФЕНИКС способен сжигать себя и затем возрождаться
Компания «СДТ-Импэкс» привезла на горную выставку самосвал TATRA PHOENIX T158-8P5R326x6.2. В основе машины под мифологическим названием «Феникс» легендарное шасси на хребтовой раме, с центральной несущей трубой и качающимися полуосями.
Семейство автомобилей серии TATRA PHOENIX появилось почти восемь лет назад. Изначально эти грузовики созданы совместно с DAF TRUCKS. Первая версия автомобиля была ориентирована на внутренний рынок, затем занялись разработкой модификаций для ключевых рынков сбыта таких, как Россия и Австралия. Самым главным в модернизации шасси было внедрение пневмо- и пневморессорных подвесок на всех осях. Модели TATRA PHOENIX обрели новую кабину, не молодую, но зато хорошо себя зарекомендовавшую от DAF CF-85.
На синем выставочном самосвале модели T158-8P5R326x6.2 общестроительного назначения, созданном с учётом российских национальных требований к осевым нагрузкам установлен 13-литровый шестицилиндровый двигатель PACCAR MX265HD с настройкой мощности 265 кВт и механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S 2230 ТО.
Передний мост грузоподъёмностью 8000 кг – управляемый, ведущий, с качающимися полуосями, блокировкой дифференциала и ступичными редукторами. Подвеска на пневмобаллонах с телескопическими амортизаторами. Задние ведущие мосты грузоподъёмностью по 11 500 кг каждый с качающимися полуосями, межосевыми и межколёсными дифференциалами с блокировкой и ступичными редукторами. Подвеска на многолистовых рессорах.
Объём обогреваемого самосвального кузова торговой марки «VS-mont» всего 11 м2, толщина днища из стали Hardox HB450 – 8 мм, борта из сплава Strenx 700 толщиной 6 мм. Среди заявленных технических характеристиках удивляет значение максимально преодолеваемого подъёма – 78% (!) при полной массе 31 т!