МВД и Минэкономики, как выяснил “Ъ”, наконец договорились о концепции системы, которая позволит гражданам покупать так называемые красивые автономера. Госзнаки с запоминающимся сочетанием символов будут выдавать по утвержденным ставкам госпошлин через портал госуслуг. Регионам позволят для определенных серий использовать повышенный тариф, а также выставлять номера на аукционы. Перепродать машину с «красивым» знаком можно будет при условии повторной уплаты специальной госпошлины.
О достигнутых договоренностях между МВД и Минэкономики “Ъ” рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. В Минэкономики ситуацию вчера не комментировали. Государственные регистрационные знаки (ГРЗ) будут поделены на обычные и «красивые» — с совпадающими буквами, цифрами и т. д. (конкретные принципы формирования разработают позже). Получить «красивый» ГРЗ можно будет через портал госуслуг, заполнив заявление при регистрации авто.
В этом случае автовладелец вводит на портале желаемое сочетание, проверяет, не занято ли оно, и подтверждает бронь. В течение суток номер надо выкупить. Также можно будет выбрать номер из массива «красивых» номеров: пошлина будет на порядок выше (может достигать 200–300 тыс. руб., такова цена некоторых ГРЗ на сером рынке), но размер еще не определен. Возможно, что в Налоговом кодексе пропишут базовые ставки для номеров конкретных серий. Подобная схема уже работает в Казахстане, где повышенную пошлину платят за номера с цифрами 001–009.
Так, сегодня номера продают вместе с машинами-донорами: гражданин покупает авто вместе с желаемым ГРЗ, а затем устанавливает знак на свою машину. В сети цена номеров доходит до 1–2 млн руб. По новым правилам при продаже машины вместе с этим ГРЗ новый владелец должен будет еще раз заплатить за «особый» знак повышенную госпошлину. Если он делать этого не захочет, ГРЗ вернется в ГИБДД, а владельцу выдают обычный госзнак. Исключение сделают только для ситуаций, когда машина с «красивым» номером регистрируется на другого человека в связи с получением машины по наследству. Такая схема сделает теневой рынок невыгодным и полностью нелегитимным, в итоге он изживет себя, считает источник “Ъ”, знакомый с разработкой концепции.
Разработать правила проведения аукционов по продаже госзнаков еще в 2010 году распорядился Владимир Путин, работавший тогда премьером. Минэкономики начало готовить проект в 2018 году. Изначально ведомство настаивало исключительно на проведении аукционов, ГИБДД — на использовании фиксированной госпошлины.
На практике работать будет только свободный выбор номеров за повышенную пошлину, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Все остальные варианты — слишком сложны и дороги,— считает он.— Предлагаемая схема сделает невозможным процесс получения «красивых» номеров, никто за такие деньги их покупать не будет. В реальности самыми ходовыми являются ГРЗ за 15–20 тыс. руб. Запрет на перепродажу машины с «красивым» номером — странное предложение. Надо оставить такую возможность, по крайней мере, для тех, кто получил ГРЗ до вступления в силу новых правил».
В Дубае автовладельцы платят деньги за номер, который потом переходит навсегда в их собственность, отмечает глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева. Коллекционер автономеров Петр Шляхин настаивает на аукционной схеме: региональные управления ГИБДД сегодня получают партии ГРЗ централизованно из МВД, заранее зная, какая серия скоро попадет в распределительную систему. «Можно объявить тендер на определенные сочетания, а остальные выдавать в обычном порядке»,— считает он. Интерес к конкретным сочетаниям в регионах будет, уверяет господин Шляхин: в свое время в Кемеровской области популярна была серия ТТТ, которую расшифровывали как «транспорт товарища Тулеева». «Администрации регионов, как правило, ездят на машинах с определенными сериями: бизнесмены считают, что если получат такой номер, то будут иметь привилегированный статус на дороге,— говорит Петр Шляхин.— Теневой рынок побороть будет сложно: люди, занимающиеся этим бизнесом, наверняка найдут способы обойти ограничения».