Блеск и гламур советского автоэкспорта.
Глядя на «Москвичи», «Лады» и праворульные «Волги», жители стран загнивающего Запада видели, что за «железным занавесом» делают не только атомные бомбардировщики. А СССР благодаря экспорту машин зарабатывал нужную для страны валюту – к концу восьмидесятых годов оборот Avtoexport достиг 6 миллиардов долларов. Мы вспомнили некоторые страницы этой истории.
Компанию Avtoexport учредили в том же 1956 году, когда началось производство первой «Волги». Правда, из-за низкого качества сборки советская сторона нередко несла убытки по гарантийным обязательствам. Зато на Западе полноразмерный советский седан предлагался, по сути, по цене малолитражки Volkswagen Beetle.
Американцы считали «Волгу» медленной и неудобной, но, например, британские журналисты рекомендовали универсал ГАЗ-22, как подходящую машину для фермеров. В некоторых странах он носил имя Volga Weekend.
Слабым местом следующей «двадцать четвертой» «Волги» был допотопный мотор. Поэтому в экспортной версии его часто заменяли дизелем фирмы Indenor, принадлежавшей Peugeot.
Наш «горбатый Запорожец» был известен за границей под романтичным именем «Ялта», как какой-нибудь Ford Capri. Экспортная версия получила пепельницу, внешнее зеркало заднего вида и улучшенную изоляцию, а финны оборудовали нашу машину даже радиоприемником.
Для советских заводов экспортные поставки зачастую были важнее внутреннего рынка – например, «Москвич» в какой-то момент отправлял за границу до 70 процентов своей продукции.
Но самым ходовым товаром Autoexport всегда были «Лады». Джереми Кларксон говорил, что Lada Riva была «оборудована тракторным двигателем и питалась свеклой», но в лучшие годы в Великобританию отправляли больше 20 тысяч советских машин.
В Германии «пятерка» называлась Nova, а местный дистрибьютор активно оснащал ее дополнительным оборудованием: люком, спойлерами, легкосплавными дисками. Многие машины приходилось перекрашивать – из-за брака и повреждений лакокрасочного покрытия при транспортировке.
Рекламировали «пятерку» под слоганом «Lada». Хорошая по-честному». К концу восьмидесятых Nova была уже давно не нова, зато оставалась в ФРГ самым дешевым новым автомобилем.
Доработанная Deutsche Lada «семерка» называлась Toscana. Не иначе в честь того, что «классика» была когда-то разработана в Италии.
В то же самое время, с подачи импортера Avtoexport, который в странах Бенилюкса торговал через фирму Scaldia-Volga, была создана Samara с открытым верхом. Эту модель еще называли «Natasha».
Кабриолет разрабатывала бельгийская фирма Garage Meeus, а над его дизайном работал заводской тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев. Пол и пороги открытого кузова были усилены, крыша поднималась вручную.
Во Франции «Лады» продавала фирма, принадлежавшая большому энтузиасту советских машин Жану-Жаку Поку. Чтобы раскрутить «Нивы», компания Poch даже выставляла их на Дакаре.
Французские «Нивы» получали пластиковый обвес, перешитый салон и новые пластиковые детали интерьера.
Одна из версий пластикового обвеса, St-Tropez, придавала «Ниве» очень авангардный вид.
Для юга Франции можно было заказать «Ниву» с кузовом «кабриолет». В первой половине восьмидесятых было выпущено около тысячи таких машин. Кстати, Lada 4×4 продается во Франции до сих пор.
Poch торговал не только «Ладами», но и другими автомобилями из соцлагеря: «Татрами», «Шкодами», «Москвичами». Одной из последних моделей, которую облагораживали французы, был «Москвич-2141» с оригинальным пластиковым обвесом и АБС.
За границей «Москвич-2141» продавался под более привлекательным экспортным именем Aleko, которое на деле было грозным сокращением от «Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола». При этом в Германии и Франции, по маркетинговым соображениям, «сорок первый» продавался как… Lada.
Не менее яркими поклонниками советских машин были братья Марторелли из Италии — они импортировали к себе на родину автомобили УАЗ. «Козлики» получали расширители арок, гидроусилитель, удобные кресла, жесткую крышу.
Самая мощная версия оснащалась 112-сильным бензиновым мотором Fiat объемом два литра и называлась UAZ-Racing.
Братья тоже активно участвовали на УАЗах в соревнованиях и за 26 лет продали почти 7 тысяч советских внедорожников.
С концом СССР автозаводы стали заниматься поставками своей продукции за границу самостоятельно – могущественный Avtoexport потерял монополию и одно время даже импортировал в Россию кофе Nescafe. История сама собой подошла к концу.
Источник https://my-cccp.ru/
Ваш комментарий будет первым