О том, почему растут цены на бензин, можно ли их регулировать и как доказать, что некачественное топливо испортило работу автомобиля, АиФ рассказал президент российского топливного Союза Евгений Аркуша.
Рост с инфляцией
— Евгений, с начала июля начали расти цены в 48 регионах России. Эксперты прогнозируют повышение до 9 рублей. Это так?
Нет. Есть чёткая установка правительства: если подорожание и будет, то только в пределах инфляции. К тому же в конце июля Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону о корректировке демпфирующего механизма на бензин и дизель. Суть этого механизма в том, что при повышении экспортной цены на бензин и дизель относительно внутрироссийской государство восполняет нефтекомпаниям часть этой разницы. Это делается, чтобы нефтяники не повышали цены на топливо внутри страны. Задача регулятора — обеспечить топливом потребителей. В принципе у нас производство не в дефиците, но большая его часть уходит на экспорт. Когда государство обеспечит приоритет внутреннего рынка относительно экспорта, цены перестанут расти.
Сейчас же снижается базовая цена продажи бензина, с которой сравниваются экспортные цены. А значит, компенсационный демпинг повышается. Для бензина А-95 она снизится с 56 тыс. руб. до 51 тыс. за 1 т. Получается, эти 5 тыс. руб. разницы получат нефтяные компании. Для дизеля оптовая цена будет снижена с 50 тыс. руб. до 46 тыс. за 1 т.
— Вы говорили, что сдерживать цены на бензин можно за счёт запасов Росрезерва…
Не совсем так. Есть отдельные регионы (Приморье, Амурская обл., Ямал), где ситуация с ценами нестабильна. Они часто сильно повышаются. Я предложил стабилизировать цены конкретно в этих регионах за счёт резервов, которые и хранятся там. Регулярно в запасах происходит освежение топлива, старое (но не значит некачественное) замещается новым.
— Кстати, Китай недавно смог снизить розничные цены на бензин, поскольку цены на нефть упали. У них получается…
Всё определяется фискальной политикой государства. У нас высокая налоговая нагрузка. 70% в конечной цене литра топлива на АЗС — это налоги. Причём они растут каждый год. Но мы добываем нефть, и у нас самые низкие розничные цены в Европе. А те страны, которые покупают нефть, при том же уровне налоговой нагрузки имеют цены в 2-3 раза выше. Им есть с чего эти цены понижать, чтобы сохранять прибыль.
— В России обычно две проблемы с бензином: недолив и неликвид. Как они исправляются?
За это отвечает Росстандарт. Он и добился введения увеличенных оборотных штрафов за реализацию недоброкачественного топлива и недолива. Так, АЗС могут наказать штрафом в 1% от оборота в год, или не меньше 500 тыс. руб. А за повторное нарушение — уже в 3% от оборота в год, или не меньше 2 млн руб. Ожидаем, что в этой части снизится количество нарушений.
— А с каким видом топлива наибольшие проблемы?
С дизелем. Есть большое число суррогатов нефтепродуктов, близких к дизелю по всем параметрам, кроме содержания серы. А сера — это безопасность и экология. Да, машина сможет ездить на таком топливе, но потребует ремонта раньше, чем нужно было. Впрочем, сейчас акцизы на суррогаты стали выше, чем на дизель, и торговать ими стало невыгодно. За счёт этого резко возросли поставки настоящего дизеля на рынок.
Где и как правильно заправляться
Бегите от дешёвого
— Но тем не менее, как я понимаю, всё равно можно нарваться на некачественное топливо.
Да. Но на самом деле понять это очень легко. Главный признак — цена.
— Как предъявить претензию к заправке, если залили неликвид?
Можно, конечно, сразу обратиться на «горячую линию» Росстандарта, который обязан провести внеплановую проверку. Но это очень долгая история. Имеет смысл сохранить чек, взять самому пробу топлива из бака и заправки, сфотографировать паспорт качества топлива (он есть на каждой АЗС). Эксперт в лаборатории должен сделать заключение о качестве топлива. С этим заключением уже пишите претензию на заправку и ждите ответа администрации. Она должна либо возместить вам траты на бензин и лабораторию, либо восполнить расходы на ремонт автомобиля, если поломка произошла из-за некачественного топлива.