История автомобильной марки “Autocar” начинается в тысяча восемьсот девяносто седьмом году, фирма была основана в 1897 году братьями Льюисом и Джоном Кларке, ее первое название – “The Pittsburgh Motor Vehicle Company”, сохранявшееся в течение двух лет, пока в 1899 году не было заменено на “Autocar”. 1 января 1900 года можно назвать днем рождения одного из популярнейших в Америке тягачей, в этот день был заложен завод в Эрдмуре, штат Пенсильвания. Вот еще два новшества – в “Autocar” были построены первые в США автомобили с карданной передачей, а в свечах зажигания впервые были применены фарфоровые изоляторы.
В 1908 году для того, чтобы увеличить полезное пространство грузовой платформы, в “Autocar” впервые был создан грузовик с расположенной над двигателем кабиной. К конструкции “Autocar” больше подходит определение “с расположенным под сиденьем двигателем”. Эта фирма до грузовиков изготовляла небольшие автобусы с агрегатами под сиденьем водителя и рамой машины. Первый грузовой “Отокар” появился в 1907, а на следующий год 1-но тонную модель “XVIII” с колесной базой 2160 миллиметров стали выпускать небольшим партиями.
Она оснащалась оппозитным 2-х цилиндровым горизонтальным мотором мощностью 18 “лошадок”, 3-х ступенчатой коробкой передач и карданным приводом задних колес. Следующая модель “XXIU” имела грузоподъемность 1,5-2 тонны, колесную базу 2460 миллиметров и оглушительный успех на рынке. С небольшими изменениями эти машины выпускались около 20 лет. Всего их собрали 30 тысяч штук. В 1911 “Отокар” прекратил выпуск легковых автомобилей и до своих последних дней занимался грузовиками. Во время первой мировой войны они собирались также в Канаде и Великобритании.
В 1919 году началось производство автомобилей грузоподъемностью 2-5 тонны, у которых 4-х цилиндровые двигатели мощностью 29-40 лошадиных сил располагались вертикально под сиденьем водителя, но вместо кабины все еще использовался легкий навес. В рекламных целях полностью груженые 2-х и 3-х тонные машины успешно совершили пробег от западного до восточного побережья США. Параллельно “Отокар” выпускал электромобили грузоподъемностью 1-3 тонны. К середине 20-х годах в программе фирмы было уже 20 моделей (от “Т” до “М”) грузоподъемностью от 500 килограмм до 5 тонн с колесной базой 2,5-4 метра, 2-х или 4-х цилиндровыми двигателями с карбюраторами “Стромберг” (Stromberg) и электрическим зажиганием “Бош” (Bosch).
К этому времени все агрегаты для своих машин “Отокар” изготовлял самостоятельно. С 1926 года выпускалась новая гамма грузоподъемностью 1,5-7,5 тонн с 4-х и 6-ти цилиндровыми двигателями, массивной защитной решеткой перед радиатором и рамой с болтовыми соединениями вместо заклепок. Некоторые модели предлагались в исполнениях 4×4. Первая громкая слава к “Отокару” пришла в самом начале 30-х с разработкой компактной цельнометаллической, установленной над двигателем кабины вагонного типа с чуть выдвинутой вперед передней округлой панелью. С 1933 года ее устанавливали на грузовиках серии “U”.
Кабина оказалась столь удачной, что ее стиль, формы и конструктивные принципы тут же использовали на своих автомобилях компании “Уайт”(White), “Мак” (Mack) и “Джи-Эм-Си” (GMC). К 1935 относятся первые опыты “Отокара” с применением на своих бескапотных шасси дизельных двигателей “Уокеша” (Waukesha). Между тем, основу программы к середине 30-х годах составляли капотные грузовики “RH”, “D”, “DC” и “N” грузоподъемностью 2,5-8,5 тонн с собственными 6-ти цилиндровыми бензиновыми двигателями (75-94 л.с.) и колесными формулами 4×2 и 6×2.
Их дополнял полноприводный самосвал “DF” (4×4) с дизелем “Камминс” (Cummins). В 1936 появился новый бескапотный “UD” 34 л.с.) грузоподъёмностью 3-6,5 тонн с новой 6олее обтекаемой кабиной. Коммерческий успех новых поколений позволил “Отокару” во второй половине 30-х годов ввести в программу многочисленные модификации и в целях сокращения расходов снизить долю собственных агрегатов. В 1938 году он предлагал 28 моделей полной массой 6-22,5 тонны, в том числе новые варианты капотных машин (“RM”, “RL”, “NF”, “T”), семь новых бескапотных моделей (от “UA” до “UT”), седельные тягачи и специальные шасси на их базе.
Они комплектовались собственными бензиновыми двигателями или моторами “Геркулес” (Hercules) мощностью 73-123 л.с., коробками передач “Браун-Лайп” (Brown-Lipe), “Кларк” (Clark) или “Фуллер” (Fuller), ведущими мостами “Итон” (Eaton) и “Тимкен” (Timken), тормозными системами “Бендикс” (Bendix), “Локхид” (Lockheed) или “Вестингауз” (Westinghouse). Дальнейшая их унификация позволила “Отокару” накануне второй мировой войны предложить программу из 62 моделей полной массой до 27 тонн.
Фактически же это были лишь две базовые 2-х осные серии – капотная “С” (модели от “С10” до “С90”) и бескапотная “U” (модели “U10” до “U90”) с одинаковыми бензиновыми двигателями “Отокар” (72-130 л.с.) и 4-х ступенчатыми коробками передач но разными кабинами. При этом у бескапотных вариантов двигатели размещались как в передней или средней, так и в задней части кабины. Их развитием стали 2-х осные капотные полноприводные модели (от “С-6044” до “DC-10044”), а также унифицированные капотные и бескапотные 3-х осные шасси полной массой до 22,5 тонн и грузоподъемностью до 16 тонн с колесными формулами 6×2 и 6×4 (модели от “С-4062” до “U-9064”).
С началом войны столь обширная программа позволила фирме быстро получить выгодные и крупные заказы в основном на полноприводные грузовики и седельные тягачи 4×4, которые поступили на вооружение армии США. Это были модели “11-2044”, “U-4144”, “U-5044” и “U-8144” грузоподъемностью 2,5-6 тонн с бензиновыми моторами (84-112 л.с.), 4-х или 5-ти ступенчатыми коробками передач и 2-х ступенчатыми раздаточными. Кроме того, “Отокар” участвовал в производстве гусеничных бронетранспортеров
Несмотря на обширную программу, общие объемы производства для армии были незначительными, поэтому по окончании войны положение компании “Отокар” стало ухудшаться. В 1946 г. она предлагала более скромную гамму унифицированных 2-х и 3-х осных машин. Капотная серия состояла из пяти моделей от “С50” до “DC-10064” грузоподъемностью 6-19 тонн, а бескапотная, бывшая когда-то гордостью “Отокара”, сократилась до трех 2-х осных машин “U50”, “U70” и “U90” с полезной нагрузкой 6-8 тонн.
Все они оснащались собственными 6-ти цилиндровыми бензиновыми двигателями в 119-165 “лошадок”, а самые мощные варианты получили дизель “Камминс НВ-600” (10980 см3, 150 л.с.). В 50-е годы деятельность “Отокара” свелась к созданию версий базовых шасси и разработке новой более удобной кабины. В 1953 г. оказавшийся в финансовых тисках “Отокар” перешел под контроль компании “Уайт”. Производство было переведено в Икстон, штат Пенсильвания. Фирма стала специализироваться на изготовлении шасси и тягачей для строительства, лесоразработок, углевой и нефтедобывающей промышленности, дорожных служб.
Их основой стали тяжелые модели прежних серий “С” и “DC”. Стремясь повысить их грузоподъемность, в 1958 “Отокар” запустил в производство капотную серию “А”, включавшую два базовых тягача “А70Т” и “А75Т” (6×4) с алюминиевыми рамой, кабиной и деталями шасси. Это позволило снизить их собственную массу на четверть и увеличить грузоподъемность на 2,5 т., что дало фирме надежду на их использование в качестве магистральных тягачей. На новых капотных грузовиках “С65” и “С90” применялись дизели “Уайт” или “Камминс” и кабины из нержавеющей стали.
Самым тяжелым автомобилем “Отокар” в 1957 году стал 3-х осный 40-тонный карьерный самосвал “АР40” с дизелем V12 (600 л.с.). В 60-е годы фирма увеличила грузоподъемность автомобилей, начала применять более мощные дизели “Камминс” и “Катерпиллар” (Caterpillar) в 220-375 л.с., создала капотные и бескапотные шасси с колесными формулами от 4×2 до 8×4. В 70-е гг. серия седельных тягачей “А” была представлена двумя базовыми моделями “А42” (4×2) и “А64” (6×4) с комфортабельной кабиной “Кастом” (Custom) с торсионной подвеской и спальным отсеком, но они так и не выдержали конкурентной борьбы на рынке магистральных тягачей.
Теперь основной упор был сделан на строительную серию “DC”, в которую входили варианты с грузовыми платформами, седельные тягачи и специальные шасси “DC-9364”, “DC-9964” и “DC-10364” (6×4), а также самосвалы “DC-7366”, “DC-9966” и “DC-19366” (6×6) с разными дизелями с турбонаддувом мощностью 210-430 лошадиных сил и агрегатами других фирм. Для монтажа бетоносмесителей выпускалось специальное шасси “СК-64В” (8×4) с 1-но местной кабиной и дополнительным подъемным мостом. Помимо стандартного исполнения “F” большинство моделей предлагалось в варианте “В” со сдвинутым назад передним мостом.
Особенностями этих машин стали рамы, собранные на болтах из лонжеронов и поперечин, выполненных из хромо-молибденовых профилей высотой 273 миллиметра и толщиной до 16 мм.; цельнометаллические сварные кабины со звукоизоляцией, подвешенные на трех V-образных опорах из неопрена; алюминиевые радиаторы большой площади с защитной решеткой; крылья из стали или стеклопластика, двойные главные передачи, 2-х ступенчатые валы отбора мощности, пожарная система в моторном отсеке, кондиционеры в кабине. В 1975 гамму 3-х осных строительных шасси “Отокар” включили в программу компании “Уайт” под маркой “Конструктор” (Constructor).
Через три года была предпринята попытка создать новое шасси “Конструктор-2”, но к этому времени “Уайт” оказался на грани банкротства, и развернуть производство модели не успели. В 1980 г., для сокращения производственных затрат, изготовление всей гаммы “Отокара” перенесли на завод “Уайта” в Огдене, где строились грузовики “Вестерн Стар” (Western Star). На следующий год новым хозяином “Уайта” стала шведская компания “Вольво” (Volvo).
Сначала “Отокар” продолжал выпуск известной серии “DC” и седельных тягачей “AT64F” с новыми дизелями “Катерпиллар” (325-450 л.с.), основными 6-ти ступенчатыми и дополнительными 3-х ступенчатыми коробками передач “Фуллер” (Fuller), ведущими мостами “Рокуэлл” (Rockwell) с гипоидной главной передачей и более вместительными кабинами. Их максимальная скорость достигала 72 км/ч. В 1987 году в результате комбинации механической части старых моделей “DC” с новыми кабинами появились серии строительных шасси “DK” и “DS”, серийно почти не выпускавшиеся.
С образованием в 1988 группы “Вольво-Джи-Эм Хэви Трак Корпорэйшн” (Volvo-GM Heavy Truck Corporation) с торговой маркой “Уайт-Джи-Эм-Си” (White GMC) отделение “Отокар” продолжало собирать те же шасси, которые объединили в гамму “ACL”. Она включала несколько унифицированных моделей от “ACL42” до “ACL84” с колесными формулами, введенными в их индексы (4×2, 4×4,6×4, 6×6, 8×4). Автомобили имели полную массу 15,9-44,5 т., в составе автопоезда – до 105 тонн.
Их оборудовали различными двигателями мощностью 264-525 л.с., механическими или автоматическими коробками и кабинами, выполненными в стиле “Вольво”. Если вся продукция новой компании носила марку “Уайт-Джи-Эм-Си”, то грузовики отделения “Отокар” назывались “Отокар-Уайт-Джи-Эм-Си”. С июля 1995 года на всех автомобилях марку “Уайт-Джи-Эм-Си” заменили на “Вольво”, но до сих пор серия “ACL” носит на боковинах капота дополнительную табличку “Отокар”.