Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Советский фургон ТА 3760

В то время, когда советские автозаводы наращивали масштабы производства, не особо озадачиваясь расширением модельного ряда, эстонский авторемонтный комбинат создавал и производил мелкими сериями оригинальные конструкции в большом ассортименте. Один из представителей «эстонских оригиналов» – фургон ТА 3760 .

Так уж вышло, что возникшей 67 лет назад в эстонском городе Тарту авторемонтной мастерской впоследствии было суждено заниматься выпуском неординарных автомобилей различного бытового назначения. В качестве донора использовалась продукция Горьковского автомобильного завода. В частности, шасси, узлы и агрегаты грузовых «газонов» 51-го, 52-го и 53-го семейств, оснащенные оригинальными кузовами. Гибкость небольшого автопредприятия позволяла быстро перестраиваться после выпуска небольшой партии автомобилей при переходе на другую в зависимости от конкретных потребностей покупателя и расширять ассортимент. Так, в интервале между 1970 и 1980 гг. ТАРК (Тартусский авторемонтный комбинат) освоил и запустил в серию порядка 30 разных моделей. Производственную «палитру», основу которой составило сформировавшееся ранее семейство фургонов для перевозки хлеба, почты и скоропортящихся продуктов, дополнили автомобили для прочих бытовых и коммунальных нужд. С конвейера сходили автолавки, вахтовые автомобили, обувные и ремонтные мастерские, парикмахерские на колесах, молоковозы и даже контейнеровозы с подъемным бортом. Плюс к этому, были выпущены «штучные» серии, выполненные по индивидуальному техническому заданию. Например, медпункт на колесах для контроля состояния спортсменов, а также специальные автомобили для киностудий и для телевидения. Одним из самых ярких в производственной истории эстонского автозавода стало семейство автомобилей с отраслевым четырехзначным индексом 3760, первые представители которого появились накануне 1980-х, чтобы сменить на конвейере морально устаревшего предшественника под номером 943.

Основой для нового фургона по традиции стал грузовик с берегов Волги, а именно, ГАЗ–53А. Относительно своего бескапотного предшественника, ТА 3760 получил по колесной базе 400-миллиметровую прибавку, которую использовали для принципиального переосмысления кабины. «Капитанский мостик» сдвинули за переднюю ось, а выступающий вперед силовой агрегат накрыли широким капотом. Несмотря на это, обслуживать двигатель было неудобно. Однако в результате метаморфозы в кабине стало гораздо просторнее. Помимо водительского, в ней было установлено сиденье для двух пассажиров или грузчиков. В любом случае, все трое чувствовали себя очень вольготно. Впрочем, посадка в машину и, соответственно, высадка были неудобными и сопровождались большими трудозатратами. В качестве компенсации обитатели фургона могли проветриться после внедрения в машину с помощью сдвижных боковых стекол, тем более что вентиляция кабины оставляла желать лучшего. В качестве лобового стекла использовались гнутые панорамные стекла от автобусов Павловского автобусного завода. Дизайн капотных машин долго не могли довести до финального варианта, но, несмотря на незначительные отличия каждой последующей версии от предыдущей, всем им был присущ своеобразный грузовой шарм.

В результате ТА 3760 выглядел гораздо динамичнее своего предшественника. Во многом это обусловливалось сохранением габаритов «багажника» ТА 943. Любопытно, что при этом грузоподъемность фургона составляла 3000 кг, превышая возможности предшественника в полтора раза. В 1980 году в рамках семейства появилась низкопольная версия ТА 3761 для перевозки хлебобулочных изделий, характерной особенностью которой стало отсутствие «ступеньки» на стыке кабины и грузового отсека.

А двумя годами позже — фургон с индексом ТА 3763, оборудованный подъемным бортом для оптимизации погрузо-разгрузочных работ и предназначенный для перевозки грузов в контейнерах. Грузоподъемность фургона-контейнеровоза определялась цифрой 3100 кг.

Гидравлический подъемный борт выдерживал нагрузку до 500 кг, что существенно ускоряло заполнение грузового отсека. Полностью металлический корпус ТА 3763, как и у его собратьев, представлял собой каркас из труб прямоугольного сечения, снаружи обшитый листами стали толщиной 0,8 мм, а внутри – алюминиевыми листами 1,2 мм. Шумо- и виброизоляция кабины в какой-то мере достигалась с помощью многослойной листовой пластмассы, хотя для комфорта этого было явно недостаточно.

К слову, прежние фургоны Тартусского комбината, построенные на базе ГАЗ-51, имели не металлический, а деревянный каркас, обшитый стальными листами. Что касается «донора», его рама удлинялась для ТА на 0,6 м, а на мосты устанавливались телескопические амортизаторы. Изменялось место установки рулевого механизма и тормозной педали.

Несмотря на усердие эстонских рабочих, качество работы которых было существенно выше, чем у их российских коллег, нареканий на фургоны из Тарту было множество.

Основные претензии были адресованы компонентам газовского грузовика. Но потребителя волновал конечный продукт. И спрос на фургоны из Тарту стал падать. Эстонцы попробовали выправить ситуацию с помощью внедрения новой кабины, разработанной молодыми заводскими инженерами. В результате к 1986 году увидели свет рестайлинговые ТА 3760-01 и ТА 3761-01, у которых были исправлены основные недостатки.Доработанные фургоны полностью оккупировали конвейер, но окончательно переломить тенденцию не удалось, и спустя 6 лет оригинальное семейство 3760 кануло в Лету.

 Игорь Кузнецов 

Источник