КОСЮКОВ ОЛЕГ.
Несмотря на дефицит внутреннего авторынка, Советский Союз активно экспортировал за границу легковые машины целыми партиями. Причем это были не только в страны соцблока, но и капиталистические государства.
Эксперты сайта usedcars.ru составили список советских автомобилей, которые отправлялись Советским Союзом на экспорт. Первой машиной, сумевшей преодолеть «железный занавес» стала ГАЗ-М20 «Победа». Модель поставлялась в Британию, Бельгию и страны Скандинавского полуострова, а уже из Европы автомобиль уходили в Америку. «Победа» пользовалась спросом, поэтому её серийное производство было налажено в Польше. Правда, преследуя коммерческие интересы, модель переименовали в «Варшава», которая была доступна не в традиционном для «Победы» кузове фастбэк, а в виде седана, универсала и пикапа. В конце 50-х годов интерес к «Варшаве» пропал. Автомобильная промышленность развивались очень быстро, и советская машина устарела и перестала быть конкурентоспособной.
Покорить Европу попытался ГАЗ-21 «Волга», интересен тот факт, что автомобиль выпускался в двух вариантах — обычном и улучшенном. В первом варианте модель предназначалась исключительно для внутреннего рынка, во втором — только для внешнего. «Волга» поставлялась более чем в сорок стран, в том числе в Англию, Нидерланды, Швецию, Австрию. Годовой объём экспорта автомобиля составлял около трех тысяч экземпляров.
Уходил за границу и легендарный ЗАЗ-965. В Европе автомобиль назывался Jalta, Eliette и ZAZ. Экспортный вариант автомобиля сильно отличался от «исходника». Уже в базовом оснащении «Запорожцы» получали зеркало заднего вида на левом крыле, неплохую шумоизоляцию, приемник, пепельницу, а также пластиковый бачок омывателя. В среднем, за год «Горбатый» расходился по Европе тиражом в 4,5 тысячи экземпляров.
В середине 60-х годов на экспорт стали отправлять «Москвич»-408, отметим, что в Европе он получил сразу три названия: Carat, Elite, Scaldia. «Москвич» поставлялся не только в страны соцблока, его можно было встретить в Голландии, Бельгии, Франции, а также в Германии. Как и в случае с остальными автомобилями на экспорт, «Москвич» для внешнего рынка был на порядок лучше и качественней. Основное отличие заключалось в моторе, европейцы получали модель с 55-сильным мотором. За пять лет продаж (с 1964 по 1969 годы) в другие страны было отправлено около 270 тысяч машин.
Попытались закрепиться на европейском рынке и следующие два поколения «Запорожцев» (ЗАЗ-966/968). Модель на внешний рынок отправлялась под привычными именами Eliette и Jalta. Экспортные варианты имели чехословацкие фары, зеркала заднего вида на левом крыле, приемник и хромированные противотуманные фары. Самая дорогая модификация «Запорожца» получила 44-сильный 1,0-литровый двигатель от Renault с водяным охлаждением.
В 70-х годах, когда было запущено производство ВАЗов первым делом покорять Европу отправилась «копейка», а затем по проторенной дорожке двинулись ВАЗы-2102. А немного позже уже весь модельный ряд «классики» продавался в Европе и Северной Америке.
Немного позже на экспорт стали отправлять УАЗ-469, причем сначала он поставлялся исключительно в дружественные СССР страны, но позже появился и в Западной Европе. Наибольший автомобиль получил в Италии. Интересный факт, что УАЗы поставлялись на Запад даже после распада Советского Союза — вплоть до 1999 года. В общей сложности в Италию было отправлено около 6,5 тысяч машин.
Пыталась покорить Европу и легендарная «Нива». Поставки внедорожника начались в конце 70-х годов. За довольно короткий срок автомобиль разошёлся по всему миру, его отправляли более чем в сотню стран. А в Греции, Бразилии, Панаме, Чили, Канаде и ряде других государств была налажена сборка. В общей сложности советский внедорожник разошелся тиражом, превышающим 500 тысяч. Не остались в стороне «Самары» и «Таврия». Уже перед самым закатом СССР в Европу начали поставлять автомобили из семейства «Самара», которые вопреки ожиданиям, продавались довольно неплохо. Попыталась покорить европейский рынок и «Таврия». На Запад машины отправлялись под индексами «110216» и «110220».