В Советском Союзе не стеснялись пользоваться зарубежным опытом – иногда официально, иногда нет. Поэтому многие, угадывая в отечественных автомобилях заграничные корни, оставались к этому равнодушными, а другие с одобрением говорили: «Мировая мода!» Но когда речь идет о практически полном сходстве некоторых советских автомобилей, это заставляет задуматься…
Так получилось и с одним малоизвестным автобусом «Кубань», который точно повторял всем знакомый ПАЗ-3205. К сожалению, об этой машине никто толком ничего не знал. Лишь в одной из книг Льва Шугурова под фотографией был упомянут год ее производства – 1990-й. Это дало основание полагать, что дизайн и конструкция краснодарского автобуса, по сути, были «слизаны» с «пазовского» аналога, который появился в 1984 году. Но каково было удивление, когда выяснилась дата фотоснимка, опубликованного в книге, – октябрь 1978 года. Получается, Краснодарский механический завод «Кубань» опередил павловцев, как минимум, на 6 лет. Эта информация дала толчок к изучению такого странного, не побоюсь этого слова, феномена. Итак, обо всем по порядку…
1969 и 1971 годы – во Франции фурор: на престижных международных автобусных выставках советские автобусы марки «ПАЗ» занимают практически все призовые места, оставив далеко позади зарубежных конкурентов. Перспективные модели ПАЗ «Турист», ставшие сенсацией в глазах всей мировой общественности, прославили и своего создателя – молодого конструктора-дизайнера Соколова Юрия Васильевича, работавшего тогда в конструкторско-экспериментальном отделе ПАЗа.
В 1972 году достаточно известного в кругу специалистов Соколова командировали на месяц в Краснодар по просьбе ПКТИ «Культтехника»(бывшего Краснодарского филиала Государственного института «Гипротеатр»), который являлся головной проектной организацией по разработке спецавтотранспорта для Министерства культуры РСФСР, и в частности, для Механического завода «Кубань».
В итоге краснодарская командировка дизайнера вылилась в постоянное место жительства. Соколова переманили работать в «Культтехнику», где он со свежими силами начал трудиться над своим новым проектом, задуманным еще в Павлово, – ККТ-3917. Этот автоклуб нового поколения, по идее автора, должен был стать одним из самых современных отечественных автобусов.
Работа по созданию перспективной модели для завода «Кубань» началась уже в 1972 году. Спустя два года, в 1974-м, в экспериментальном цехе института был готов первый опытный образец автоклуба. От остальных автобусов того времени он выгодно отличался современными квадратными формами, большой площадью остекления, углубленными дверными ручками и запасным аварийным выходом для пассажиров с левой стороны кузова.
Несмотря на применение шасси грузового автомобиля ГАЗ-53, автоклуб соответствовал всем необходимым требованиям безопасности и комфорта: двухконтурная система торможения, подвеска с дополнительными амортизаторами, салон с удобными мягкими креслами.
В салоне автоклуба кроме 12 мест для пассажиров предусматривался грузовой отсек в задней части кузова, в который можно было попасть из салона и снаружи, используя дверь аварийного выхода. В этом отсеке располагались вся необходимая аппаратура и другой инвентарь, который использовался для проведения культурно-массовых мероприятий в чистом поле…
Испытания опытного образца автоклуба показали, что он в полной мере мог бы сменить на конвейере устаревшую модель «Кубань-Г1К». В 1978 году на заводе «Кубань» собрали партию из нескольких автоклубов ККТ-3917, которые несколько отличались от первого, но это в основном касалось декоративных элементов кузова и салона: поменяли бамперы, отверстия обдува ветрового стекла, появился аварийный выход в окне с правой стороны, добавилась декоративная надпись «Кубань» впереди. Один из таких модернизированных автоклубов был представлен в Москве на Всероссийском съезде работников культуры и рекомендован к серийному производству. На промышленный образец было получено авторское свидетельство Государственного комитета по делам изобретений и открытий за № 8172. Оно в дальнейшем стало поводом для спора над авторством дизайна ПАЗ-3205, который, по сути, повторял черты краснодарского автоклуба. Но поскольку Соколов начинал работать на ПАЗе, то конфликт с авторством замяли: все-таки идеи разрабатывались совместно, задолго до его переезда в Краснодар. Просто так сложилось, что воплотили эту задумку в жизнь первыми именно на заводе «Кубань»…
Новый автоклуб планировался как базовая модель, на основе которой предполагалось выпускать и другие спецавтомобили: автобус, автомузей, автобиблиотеку и метрологическую лабораторию. Последние два, к сожалению, так и остались только на бумаге.
Спроектированный специалистами института «Культтехника» автобус ККТ-3208 стал первой модификацией автоклуба модели 3917. Впервые его показали широкой публике на выставке республиканского промышленного объединения «Роскульттехника», которая проходила на ВДНХ СССР осенью 1981 года. ККТ-3208 представлял собой все тот же по конструкции автоклуб, но с другой планировкой салона и без аварийной двери. Однако на модернизированном автобусе второго выпуска (1983 год) дверь запасного выхода вернули на свое место.
После автобуса ПКТИ «Культтехника» продемонстрировал модель автомузея Т11.02. Первый опытный образец был построен в экспериментальном цехе института осенью 1984 года. Этот автомузей представлял собой передвижную голографическую выставку, в салоне которой располагались компактные экраны с размещенными в них голограммами предметов живописи и искусства. Первая выставка внутри этого автомузея была посвящена предстоящей памятной дате – 40-летию Победы: об этом свидетельствовали плакаты и афиши в боковых окнах автобуса, которые выполняли функцию витрин. В конце 1980-х годов автомузей был модернизирован, исчезло боковое остекление, несколько изменилась внешность.
Спецавтобусы серии ККТ не получили широкого распространения, хотя у завода «Кубань» были в то время производственные мощности для выпуска этих машин. Просто на предприятии с нетерпением ждали строительства нового конвейера: в середине 1980-х ЦК КПСС утвердил план реконструкции КМЗ и строительство новых цехов на выделенной территории площадью более 11 га, поэтому новую модель не спешили осваивать в старых цехах.
Однако последовавшая перестройка, а за ней и развал страны не позволили осуществить задуманное – разработанный проект нового предприятия так и остался лишь проектом. Около 200 построенных по заказам министерства спецмашин ККТ, большинство из которых – голографические музеи, «растворились» на просторах СССР. Скорее всего, ни одна из них не сохранилась…