Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Еще одно ужесточение для пьяных водителей

У подозреваемых в пьяном вождении предлагается отбирать машины до уплаты залога в размере штрафа 30 тыс. рублей. Законопроект хотят принять до утверждения нового КоАП
В Госдуме намерены ввести требование о залоге для нетрезвых водителей в качестве гарантии уплаты штрафа. У подозреваемых в пьяном вождении будут отбирать автомобиль, который вернут только после внесения денежного обеспечения в размере назначенного штрафа. В случае оправдательного судебного решения деньги вернут.

Соответствующий законопроект, предлагающий дополнить КоАП статьей «Залог за задержанное транспортное средство», Госдума одобрила в первом чтении еще весной 2016 года. Его подготовило Министерство юстиции, а курировал проект занимавший в то время пост замминистра Дмитрий Аристов (теперь — главный судебный пристав России).

Как рассказывал тогда сам Аристов, смысл залога в том, что физлицо, в отношении которого открыто дело об управлении автомобилем в состоянии опьянения, должно внести денежный депозит в соответствующий орган внутренних дел для возврата автомобиля. До этого момента задержанное транспортное средство будет находиться на спецстоянке. Эта мера гарантирует уплату штрафа, который сейчас составляет 30 тыс. рублей.

Однако с тех пор у депутатов не получалось вернуться к документу из-за напряженного графика. Теперь же, как прогнозирует первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, нововведение должны принять еще до вступления в силу нового КоАП. Об этом Лысаков сообщил на пресс-конференции, передал корреспондент Autonews.ru.

По словам депутата, многие законопроекты и инициативы забуксовали на фоне разработки нового КоАП, проект которого, как ожидается, внесут в Госдуму уже в марте 2020 года. Однако этот документ, по оценке Лысакова, должен успешно пройти все слушания в ближайшее время.

«Мы почти приняли этот закон, но решили подстраховаться по поводу того, как будут циркулировать деньги, — объяснил Лысаков. — В том числе нам нужно было договориться с Федеральным казначейством. Суть закона в том, что сейчас впервые лишенные прав за нетрезвое вождение автомобилисты должны платить штраф 30 тыс. руб. согласно ст. 12.8 КоАП. Но добровольно платят штрафы только 30% из наказанных водителей. Получается, что люди отделываются легким испугом. Но ведь именно штраф призван стимулировать водителей соблюдать ПДД. А если автомобилист из собственного кармана ничего не заплатит, это только простимулирует его сесть за руль пьяным повторно».

Ситуацию, по словам парламентария, как раз должен исправить новый закон. Так, при составлении протокола за пьяное вождение и возбуждении административного производства водитель не получит обратно свой автомобиль до того момента, пока не внесет равный сумме штрафа залог.

Механизм закона подразумевает возврат машины после уплаты залогов, объяснил Лысаков: «Вы платите 30 тыс. руб. и забираете машину хоть в этот же день. Если решение суда вынесено в пользу автомобилиста, что в таких случаях бывает редко, деньги с депозита возвращаются. Если же водителя признают виновным, деньги автоматически списываются в региональный бюджет».

Этим нововведением депутат обещает разгрузить службу судебных приставов и снизить судебные издержки. «Также закон будет мотивировать водителей соблюдать ПДД. Ведь 30 тыс. руб. в некоторых регионах — это несколько зарплат. И мужчине, который заплатит такой штраф, в следующий раз жена просто не даст выпить. А если он и копейки не заплатит, то так и будет пить и, возможно, ездить дальше без прав», — добавил парламентарий.

Платят только 30% нарушителей

В пояснительной записке указано, что введение залога обусловлено повышенной общественной опасностью правонарушений, совершаемых водителями в состоянии опьянения. «Существующий механизм временного изъятия транспортного средства направлен лишь на пресечение и не обеспечивает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также исполнение назначенного виновному наказания», — говорится в документе.

При разработке законопроекта учитывалось, что только около трети принятых постановлений по штрафам за вождение в пьяном виде исполнялись виновниками добровольно. По данным МВД России, с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2015 г. было выявлено около 2 млн фактов нетрезвого вождения. При этом из 40 млрд руб. штрафов оплачено было лишь 13 млрд руб.

Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе ФССП России, в первом полугодии 2018 г. пойманные нетрезвыми автомобилисты не исполнили 127,9 тыс. судебных решений о взыскании с них соответствующих штрафов. А с учетом «пьяных» должников прошлых лет на исполнении у судебных приставов находилось 351,2 тыс. производств.

По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. число попавшихся на нетрезвом вождении автомобилистов, которые попытались не платить штрафы, в 2018 г. снизилось. Так, за первые шесть месяцев 2017 г. количество «свежих» производств достигло 152,5 тыс., а всего в тот период на руках у приставов находилось 417,6 тыс. исполнительных производств.

«Реализация законопроекта окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии опьянения, а также позволит создать условия для недопущения уклонения от выполнения правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа», — заключили авторы документа.

Сами судебные приставы напоминают: любой правонарушитель обязан уплатить административный штраф в течение 60 дней с момента вступления наказания в законную силу. Несвоевременная оплата административного штрафа влечет ужесточение наказания: наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов.

Отметим, что законопроект никак не коснется водителей, допускающих факт нетрезвого вождения повторно. Эта ответственность регулируется уже в рамках ч. 1 ст. 264 УК России и наказывается штрафом от 200 тыс. до 300 тыс. руб., а также лишением свободы на срок до двух лет. При этом некоторые эксперты не исключают, что в итоге такая практика может в дальнейшем перенестись и на уголовные дела. В свою очередь, адвокат Александр Леманн высказался против планируемого нововведения — он считает несправедливым отбирать автомобиль у водителя, чья вина еще не доказана.

«Получается, что сразу еще непризнанный виновным человек должен заранее платить штраф или ходить без машины, — недоумевает эксперт. — Я против применения таких обеспечительных санкций до вердикта суда. У нас есть механизм взыскания штрафов, есть принудительный порядок обеспечения исполнения судебных решений. Никакой профилактики пьяного вождения я в этом не вижу. И почему людей должен пугать залог, если их до этого не пугали штраф, лишение прав на срок до двух лет и даже уголовная ответственность за повторное нарушение? Что, если машина взята в аренду или принадлежит друзьям, родственникам либо организации?»

В случае принятия законопроекта эксперт считает необходимым проработку возможности получить компенсацию за все время, которое невиновный водитель не мог пользоваться машиной, а также прояснить ситуацию, в которой нарушитель не является собственником транспортного средства.

Источник