Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Полноприводный фургон Fiat Ducato

Максим Шелепенков.

Зима, сугробы… Fiat Ducato (4х4)! Где-то я уже всё это видел – ровно год назад на такой машине мы ездили по заснеженным дорогам Татарстана. Но тогда журналистам показывали первые опытные образцы, предназначенные для испытаний и адаптации к российским условиям, а в этот раз – уже серийные товарные автомобили.

Если прошлогодний пробный заезд на Fiat Ducato (4х4) был до неприличия коротким – опаздывали на самолет в Москву, то в этот раз компания Sollers устроила настоящий драйв в течение целого дня. За это время удалось вдоволь поездить не только по асфальту, но и по снежной целине. А это значит, что впечатлений от новой машины намного больше, что и стало поводом вернуться к теме ещё раз.

По большому счету Ducato 4х4 остался обычным коммерческим фургоном, но с расширенными возможностями трансмиссии. Джип из него никто и не пытался сделать, поэтому внешне полноприводную версию не сразу отличишь от моноприводной. Только если приглядеться, замечаешь увеличенный дорожный просвет со 130 до 180–210 мм, в зависимости от модификации. Полноприводная трансмиссия имеет три (а не две, как сообщалось ранее) различные конфигурации. Первая, самая простая и наиболее дешевая, с принудительно подключаемым полным приводом. Вторая – с дополнительной возможностью блокировки дифференциала заднего моста. А третья – самая сложная – имеет ещё понижающий ряд в коробке передач.

Почти невероятное: Fiat Ducato (4x4) спокойно разворачивается по глубокой снежной целине на берегу Оки

Почти невероятное: Fiat Ducato (4×4) спокойно разворачивается по глубокой снежной целине на берегу Оки

Для зимнего теста компания Sollers предоставила журналистам машины с двумя первыми типами трансмиссии, поэтому далее будем рассматривать только их возможности. Напомню, что полноприводные версии Fiat Ducato – это не отечественное изобретение, готовое решение трансмиссии предложила французская компания Dangel, которая разрабатывала их тогда, когда этот Ducato ещё выпускался в Европе.

Так как в базовом варианте Ducato имеет передний привод, то для установки дополнительного ведущего заднего моста к коробке передач пришлось пристыковывать коробку отбора мощности. Далее с помощью карданной передачи привод передается на вискомуфту, установленную под днищем кузова, которая по мере необходимости в автоматическом режиме перераспределяет крутящий момент на задний мост. Получается, что даже без дополнительной активации заднего моста машина в некоторых случаях становится полноприводной (например, при старте на гололёде). При этом приоритет вискомуфта всё равно оставляет за передним приводом, распределяя момент между мостами в соотношении 60:40.

Застрял? Нет, просто остановился…

Застрял? Нет, просто остановился…

При движении же по асфальту о полноприводности автомобиля водитель может даже не догадываться, так как новая трансмиссия практически себя не проявляет. Только натренированный слух может уловить едва наметившиеся дополнительные шумы.

Первый «плюс» полноприводной машины я отметил, как только возникла необходимость после крутого поворота подняться по не расчищенной от укатанного снега дороге в горку. Автомобиль, который двигался впереди меня, заметно пробуксовал в начале горки, и мне пришлось на Ducato 4×4 нажать на передней панели кнопку для принудительной блокировки вискомуфты. Цепляясь за дорогу всеми четырьмя колесами, машина легко заехала на гору, словно по чистому асфальту. Причем для активации переднего привода мне даже не пришлось до конца останавливаться, подключение можно производить на ходу, если скорость автомобиля не превышает 30 км/ч.

Главная передача заднего моста с блокируемым дифференциалом. Обратите внимание на жёстко подходящую к нему трубу, внутри которой спрятан карданный вал

Главная передача заднего моста с блокируемым дифференциалом. Обратите внимание на жёстко подходящую к нему трубу, внутри которой спрятан карданный вал

Вискомуфта расположена под днищем, практически по центру автомобиля

Вискомуфта расположена под днищем, практически по центру автомобиля

Трубчатая балка заднего моста

Трубчатая балка заднего моста
Тем, у кого тяжёлые дорожные условия ограничиваются небольшими заснеженными подъёмами, гололёдом, скользкой после дождя накатанной грунтовкой, будет достаточно машины с первым типом полноприводной трансмиссии. Заезжать на таких машинах в более суровое бездорожье я бы не советовал, для этого существует второй тип трансмиссии с блокировкой дифференциала заднего моста.

Разницу в вездеходных качествах первых двух типов трансмиссии нам наглядно продемонстрировал такой пример. По заснеженной колее, прокатанной в целине специально подготовленным для Off-road Toyota Land Cruiser 80, сначала шёл фургон с простейшей трансмиссией, который через некоторое время, нагребая перед собой вал из снега, потерял подвижность. Дальнейшее его передвижение оказалось возможным только на буксире за Toyota. Следом по той же колее шел Ducato с блокировкой заднего моста. Ему тоже было нелегко, приходилось постоянно сдавать назад и буквально пробивать себе дорогу в колее, но… он не потерял подвижности и прошёл весь сложный участок своим ходом.

Кстати, при движении на Fiat Ducato по снежному бездорожью (уже звучит неплохо, да?!) выяснилось, что несмотря на отличный тяговитый «на низах» дизельный двигатель, двигаться внатяг, как на УАЗе, сложно. Намного более действенной оказывалась тактика прохождения препятствий, как на «Ниве», не сбрасывая газ. С ходу машина проходила снежные заносы намного лучше. А если она всё же села, то здесь давить «на газ» только хуже – Fiat только больше закапывается, осложняя своё положение. Сказывается ограниченный дорожный просвет и наличие… защиты картера двигателя. Поддон в передней части машины при снежном покрове выше 20 см просто играет роль большой лыжи, вывешивая передние колёса. И на этом всё движение, как правило, заканчивается.

Этот подъём оказался «Фиату» не по силам

Этот подъём оказался «Фиату» не по силам

Несмотря на переменные успехи в штурме снежной целины на Fiat Ducato (4×4), меня постоянно преследовала одна мысль: «На обычном фургоне я сюда бы не полез, это точно!» Особенно поразил спуск по снежной горке к реке Оке, разворот всей колонной на берегу и обратный подъём. Все это при отсутствии дороги как таковой и снежном покрове местами до 15–18 см.

Резюме. Во время теста полноприводные Fiat Ducato продемонстрировали удивительные внедорожные качества. При этом машины не растеряли своих основных способностей служить отличным развозным фургоном или микроавтобусом. Я говорю о скорости передвижения по обычным дорогам, внутреннем комфорте как по шуму, так и по вибрациям (их просто нет), экономичности и о других важных для коммерческих автомобилей параметрах (та же погрузочная высота, которая практически не изменилась). И всё это за вполне разумные деньги: простейшая трансмиссия прибавляет к стоимости машины всего 239 тыс. рублей при средней стоимости Fiat Ducato 600–800 тыс. рублей. В сумме получается столько, сколько стоят другие импортные фургоны без полного привода. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.

Это участок для машины и её водителя оказался сложным, но с заблокированным дифференциалом заднего моста, постепенно пробивая себе путь в снегу, она прошла его без посторонней помощи

Это участок для машины и её водителя оказался сложным, но с заблокированным дифференциалом заднего моста, постепенно пробивая себе путь в снегу, она прошла его без посторонней помощи
Техническая характеристика Fiat Ducato 4×4
Снаряженная масса, кг 2630 2065
Полная масса, кг 3700 2875
Грузоподъемность, кг 1070 (14 человек + 76 кг) 810
Допустимая нагрузка на переднюю/ заднюю ось, кг 1695/ 2005 1600/ 1600
Вместимость фургона, м3 7,5
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • максимальная мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н·м
SOFIM, F1AE0841C, I-4, дизель
2286
110
270 при 180 мин-1
Коробка передач Механическая, 5-ст.
Раздаточная коробка Механическая, 2-ст., с отключением заднего моста
Привод 4х4
Подвеска передняя/ задняя Независимая пружинная, типа McPherson / Зависимая рессорная
Шины 205/75 R16 195/70 R15C или 205/70 R15
Диаметр разворота автомобиля, м 13,7 11
Максимальная скорость, км/ч 147 152
Тормоза передние/ задние Дисковые вентилируемые 300 мм/ дисковые 280 мм Дисковые вентилируемые 280 мм/ барабанные 254 мм
Вместимость топливного бака, л 80
Гарантийный срок 2 года без ограничения пробега
Гарантия от сквозной коррозии кузова 8 лет
Межсервисный интервал ТО 20 000 км или 12 месяцев

Немного статистики

Розничные продажи Fiat Ducato в России в 2010 году составили 13 001 автомобиль, что на 59% больше, чем в прошлом году. В сегменте лёгких коммерческих автомобилей Ducato улучшил свои позиции с 9,5 до 10,9%. Более того, продажи цельнометаллических фургонов Fiat Ducato в прошлом году обогнали лидера – нижегородскую «ГАЗель».

Источник