Для краш-теста в автодом усадили четыре манекена: водителя, переднего пассажира, еще одного взрослого пассажира на сиденье сзади, а рядом с ним — ребенка в детском кресле с системой Isofix. Дополнительно автомобиль загрузили туристическими вещами, заполнили баки с водой, а в специальный отсек установили газовые баллоны — пустые. В результате полная масса была доведена до разрешенных 3,5 тонны. В универсале Citroen C5 находился только «водитель» — масса этого автомобиля составляла 1,7 тонны. Испытание имитировало последствия неудачной попытки обгона на двухполосной загородной трассе: автомобили «встретились» на скорости 56 км/ч каждый с перекрытием 50%.
В лобовом столкновении тяжелого автодома и легковой машины у водителя последнего мало шансов остаться невредимым
Сразу после удара Citroen остался неподвижным, а вот Ducato несколько раз качнуло — автодом едва не завалился на бок. Ну а последствия — неутешительные. Столкновение с объектом, который более чем вдвое тяжелее, разрушило неплохую, в общем-то, силовую структуру Ситроена. Дверь зажало в проеме, и спасателям пришлось бы ее вырезать. Для водителя — огромный риск получить тяжелейшие травмы головы и грудной клетки, которые, увы, могут оказаться несовместимыми с жизнью. Но если подобный итог для легкового автомобиля был предсказуем, то события, происходящие в момент аварии в автодоме, должны заставить создателей подобной техники крепко задуматься.
При еще менее удачном стечении обстоятельств высокий автодом после удара мог легко завалиться на бок
Так, силовая структура кузова обычного фургона оказалась недостаточной. Колесо резко ушло назад, толкая пол под ногами водителя. Из-за этого часть панели, педальный узел и рулевая колонка сдвинулись вперед, что, вероятно, повлияло на правильность срабатывания подушки безопасности. При этом водительское кресло после удара опасно отклонилось назад — травмы грудной клетки, левого бедра и ступней водителю обеспечены! Пассажир справа, наоборот, отделался, по сути, нелегким испугом: кузов с его стороны практически не деформировался, а подушка безопасности сработала как надо.
Второй ряд сидений буквально развалился
Что же до второго ряда сидений, то он был установлен сюда уже в процессе переделки в автодом и представляет собой обшитую мягкой тканью лавочку из ДСП на металлическом каркасе, который при ударе трансформировался. Из-за этого сидушка уехала вперед — головы обоих манекенов на ней травмирующе качнулись вперед. Но если воздействия на «ребенка» в детском кресле на этом завершились, то взрослый еще и поднырнул под нижнюю лямку ремня — велик риск травм брюшной полости.
По салону летают осколки разбитой посуды
Еще ужасов? Если жестко закрепленная мебель в задней части салона даже не сдвинулась с места, то шкафы возле кухни сорвало с креплений — и деревянные детали чудом не прилетели ни в кого из пассажиров. Разбилась и вся стеклянная посуда — осколки разлетелись по всему салону. Хорошо хоть, на газовой установке есть специальные датчики, благодаря которым при аварии перекрывается подача газа.
Слева направо: передний пассажир автодома, взрослый пассажир на заднем сиденье, ребенок в детском кресле, водитель автодома, водитель легкового автомобиля
Что же до советов немецких испытателей после краш-теста, то их много. Создателям подобной техники рекомендуется выбирать в качестве «доноров» автомобили с достаточным объемом энергопоглощающих зон в передней части, желательно и наличие продвинутых систем безопасности вроде автоторможения или удержания в полосе. Предлагается также работать и над усилением каркасов сидячих мест в салоне, в то же время уменьшая их травмоопасность.
Ну а пользователям домов на колесах настоятельно рекомендуется складывать весь тяжелый багаж в задней части и как можно ниже, а верхние полки отводить исключительно под легкие вещи. Также есть смысл использовать и пластиковую одноразовую посуду.
Заявлено также, что клуб ADAC продолжит разрушающие испытания в отношении автодомов.