Александр Еремцов.
Новую концепцию транспорта будущего предложил не кто иной, как Немецкий аэрокосмический центр (Deutsches Zentrum für Luft und Raumfahrt; DLR). Компания представила футуристическую концепцию, которую назвала U-shift. Это автономная платформа, и взглянув на неё, вы сразу поймёте, откуда такое название.
У этого автомобиля может быть очень широкий спектр применения. Главным образом – это идеальное средство доставки грузов, но может использоваться и в качестве маршрутного такси, автобуса по вызову, персонального автодома, спортивного тренажерного зала с оборудованием, автомагазина, аптеки и многого другого, насколько позволит фантазия. О разработке было сообщено 17 сентября 2020 года на автомобильной конференции в Штутгарте. Проект уже получил финансирование на сумму около 12 миллионов евро от Министерства экономики, труда и жилищного строительства земли Баден-Вюртемберг.
Комбинированный привод и модуль
Привод сконструирован в форме буквы U. Это не прихоть, а рациональное техническое решение и главная особенность этой конструкции. Без такой формы решение некоторых задач в автономном режиме стало бы проблематичным. К тому же U-образность сделало это транспортное средство абсолютно универсальным. Разумеется, это электромобиль, бесшумный и экологически безопасный, к тому же автономный, т. е. без водителя, а значит, может работать 24 часа в сутки, разумеется, с перерывами на подзарядку.
По размеру прототип U-Shift сопоставим с большим фургоном. В грузовой капсуле можно разместить четыре европоддона или восемь роликовых шкафов с решётками. В пассажирском модуле семь посадочных мест и дополнительное откидное сиденье. Большая дверь со встроенным пандусом обеспечивает безбарьерный доступ.
Производители и не скрывают, что с помощью прототипа исследователи надеются получить начальный опыт использования системы и продолжить разработку концепции автомобиля. Следующим большим шагом является повышение производительности трансмиссии, установка оборудования и датчиков для автоматизированного и сетевого вождения, тестирование новой аккумуляторной системы и дальнейшее развитие шасси и подъёмного устройства. Пока приводной борт управляется дистанционно, но по заявлению производителей в ближайшем будущем он сможет перемещаться полностью автономно.
Второй, уже полностью автоматизированный прототип, способный развивать скорость примерно до 60 километров в час, запланирован на 2024 год. За последующие три года команда, создавшая U-Shift, планирует изучить все области применения такой машины и полностью изменить существующие бизнес-схемы.
Партнёры DLR по проекту U-Shift
Для решения этой непростой задачи DLR заключил партнёрские отношения со Штутгартским научно-исследовательским институтом автомобильной техники и автомобильных двигателей (FKFS). Именно это научное учреждение занимается разработкой трансмиссии футуристического транспортного средства. Также у DLR тесные научные контакты с Институтом технологий автомобильных систем (FAST) и Институтом технологий обработки информации (ITIV) Технологического института Карлсруэ (KIT), который предоставил шасси, а также электрическую и электронную архитектуру. За автоматизацию U-Shift отвечает Институт измерения, контроля и микротехнологии (MRM) Ульмского университета.
Развитие в развитии
Некоторые специалисты полагают, что U-Shift – это развитие концепта Rinspeed Snap. Если это так, то по всей видимости, платформа оснащена электромотором ZF мощностью около 37 кВт. Батарей ёмкостью 12 кВт∙ч должно хватить лишь на 100 км пробега или 4 часа непрерывной работы.
Главное отличие нового прототипа заключается в том, что он может менять модули самостоятельно, не требуя вмешательства человека. Хотя и прежний проект тоже был полностью самостоятельным, но U-Shift проще и продуманнее. При помощи пневмоподвески он опускается, заезжает под модуль, поднимает его и везет в назначенное место. Надо сказать, что модули могут быть оснащены только самыми необходимыми техническими системами, или быть просто ящиками определённого размера, т. е. производиться с минимальными затратами.
Первый представленный вариант платформы уже будет использоваться в варианте Hub2Hub, т. е. с подключением к системе контроля общественного транспорта. Параллельно разрабатываются программные средства для нового подхода к автоматизации на основе инфраструктуры и управлению движением, называется оно U-Shift Control. Сегодня уже используется система CAD (Cooperative Automated Driving), которая обеспечивает общую оптимизацию для парка автоматизированных транспортных средств в городской среде. Но на смену ей идёт MAD (Managed Automated Driving), которая станет прорывом по сравнению с CAD. Однако, когда это произойдёт, DLR пока не сообщает, лишь заявлено, что U-Shift восприимчив ко всем AD.