Мы уже рассказывали о военных грузовиках марки Rheinmetall, совместного предприятия с компанией MAN. Но развитие европейской военной техники тоже не стоит на месте, поэтому гамма тактических грузовиков НХ обновилась — и получила в названии цифру 3, по номеру поколения. У машин этой серии впервые появилась пятиосная версия с гидропневматической задней подвеской, а также бронированные кабины нового образца.
Модульная конструкция полноприводных машин включает различные варианты — от 4х4 до 10х10. И без того мощная рама из лонжеронов коробчатого профиля получила дополнительно усиленный надрамник — грузоподъемность передних мостов увеличилась с 9 до 11 тонн.
Используется несколько дизелей MAN различной мощности (320—680 л.с.). Несмотря на военное назначение, в базе их выхлоп соответствует уровню Евро-6. Правда, можно заказать и специальное исполнение Евро-2. Но оно предлагается исключительно на экспорт — для стран третьего мира.
Новейшая версия НХ3 10х10 с новой бронекабиной
Коробка передач — автоматизированная механическая ZF AS Tronic. Того же производителя и двухступенчатая раздаточная коробка. В качестве опции возможна установка и классического «автомата».
В базовой комплектации используются шины 14.00 R20, опционально — 395/85 R20 или 16.00 R20. В качестве опций предлагается система централизованного регулирования давления в шинах и вставки для защиты от проколов.
Современные военные, в их числе и водители, тоже хотят большего комфорта — нужны им и электронные помощники. Поэтому для НХ3 предлагаются все современные электронные системы, доступные на гражданских грузовиках: система помощи при экстренном торможении (EBA), адаптивный круиз-контроль (ACC), предупреждение о выходе из полосы движения (LDW). А поскольку машины все же военные, есть и специальные примочки: экранированная проводка, система видеообзора, защита от перехвата данных и даже перевод на беспилотное управление.
Каркас и интерьер кабин переработаны, и теперь в них устанавливаются обычные гражданские сиденья, по заказу — с пятиточечными ремнями безопасности. Уже в базе форма и конструкция пола защищает от мин, а раздельные лобовые стекла — от обстрела. При необходимости по периметру навешивается комплект бронезащитных накладок Modular Armour Cabin, добавляющий около полутора тонн веса. А по заказу машины собираются с еще более тяжелыми интегрированными бронекабинами Integrated Armour Cabin, разработанными и производимыми самой Rheinmetall.
MAN Mil Gl KAT I в первоначальном виде и после капремонта
А вообще конструкция этих грузовиков уходит глубоко в историю. Инициатором их появления стал немецкий, естественно, бундесвер. В середине 1960-х годов он разработал требования к целой линейке тактических грузовиков, от пятитонных двухосных до десятитонных четырехосников. За их разработку взялось свежесозданное совместное предприятие. В него входили грузовые гранды тех времен: MAN, Magirus-Deutz, Henschel, Krupp и Bussing. Интересно, что Mercedes к ним не присоединился, а решил действовать в одиночку.
Позднее число участников уменьшилось: Krupp разорился, Henschel вошел в Mercedes, а Bussing стал частью фирмы MAN. Но в 1976 году появились первые серийные образцы машин под названием Mil Gl KAT I. Это было сокращение от немецких слов «военный внедорожный первой категории».Американский КАТ II ранней версии на родных агрегатах носил двойной логотип
В той технике и была реализована модульная конструкция, сохраняющаяся на военных машинах до сих пор. Рама повышенной жесткости из лонжеронов коробчатого профиля, подвеска с гидроамортизаторами, кабина из плоских панелей с вертикальными лобовыми стеклами, облегчающая бронирование.
Работали эти машины и на гражданке, но в малых количествах
Воздушный дизель Deutz располагался не в переднем свесе, а в задней части кабины. Это позволило установить ее ниже, что уменьшило высоту грузовика до 2,9 м. Углы кабины тоже срезаны специально, чтобы умещаться в авиа- и железнодорожный габариты.После демобилизации бывшие «вояки» пользовались хорошим спросом в разных сферах. В том числе и у нас: после переделки таскали тяжелые грузы по бездорожью на северах
ашиной заинтересовались и партнеры по НАТО. В частности, для американских частей в Европе была разработана модификация, названная КАТ II. Она отличалась другими агрегатами: двигателем Detroit Diesel и коробками передач Allison. Внешне эти машины можно было различить по решетке на передней панели — за ней стоял обычный жидкостный радиатор.
Бронированная версия ранней серии НХ
А вот немецкие конструкторы поступили грамотнее. Во время массового капитального ремонта своих машин дизели заменили стандартными мановскими. Их радиаторы установили рядом с двигателями за кабиной – там они были лучше защищены.
Машины серии FX очень похожи, ведь кабины одинаковые. Но эта «легкая» серия построена на коммерческих шасси MAN
Выпущено было несколько десятков тысяч этих грузовиков для армий полусотни стран мира. Неоднократно модернизируясь, получая современные агрегаты, но сохраняя конструкцию, они эволюционировали до нынешних версий.