В ноябре 2018 г. по пути в Северную Америку я на один день заехал в Гавану, где любая улица, переулок или площадь представляет интерес антикварщика. Весь транспорт тут особенный.
Это очень большая роскошь – жить своей жизнью. Легковые и грузовые машины, а также автобусы, тракторы, мотоциклы, оказавшиеся когда-то на Кубе, живут там особенной жизнью. Она сильно отличается от судьбы их собратьев, попавших с заводского конвейера во все остальные страны мира.
![Пригородные такси Dodge B-series и Jeep напоминают что угодно, но только не такси в традиционном смысле](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/01f.jpg)
![Пригородные такси Dodge B-series и Jeep напоминают что угодно, но только не такси в традиционном смысле](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/02f.jpg)
Куба далеко. Куба рядом
Москву и Гавану разделяют почти 9600 км, которые самолет преодолевает за 12 часов. Со мной на борту оказались кубинские челноки, дагестанские и молдавские продавцы лекарств и биодобавок. Компанию им составляли туристы, истосковавшиеся по тёплому побережью.
Длительный перелёт привёл к знакомству всех пассажиров между собой с последующей торговлей незатейливым товаром прямо в воздухе. Кубинские таможенники, как и в 2010-м, пристально высматривают прибывших и их багаж. Их интересуют техника и еда, которую изымают уже в карантинной зоне. Именно эти товары являются одним из самых дефицитных на острове, и охота за ними ведётся буквально везде. Если на границе свою добычу ищут пограничники, то уже в городе мальчишки и простые прохожие «сканируют» туристов со всех сторон, делая соответствующие выводы.
![Куба – уникальное место, где «Москвичи» и «Волги» соседствуют с американскими раритетами](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/03f.jpg)
![Куба – уникальное место, где «Москвичи» и «Волги» соседствуют с американскими раритетами](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/06f.jpg)
Музей на колёсах начинается сразу за дверями столичного аэропорта имени Хосе Марти. Десятки самых разных машин съезжаются сюда за иностранцами, предлагая свои услуги по доставке в Гавану за 20–25 куков (1320–1650 рублей или $20–25), что по местным меркам весьма много. Тут свои правила подачи машин. Приоритетное место занимают жёлтые такси, где есть, по мнению местных жителей, всё: тонированные стёкла, кондиционер и водитель в форме.
Старинные машины караулят клиентов на парковке, а в тени деревьев можно найти их водителей всех возрастов. Столица острова, Гавана, расположена в 18 км от аэропорта на берегу Мексиканского залива. До города можно дойти пешком по дороге, и эта прогулка стоит того!
Кроме красивой природы встречается невероятная рухлядь в изысканном тюнинге и великолепной сохранности! Это особое зрелище: американские рыдваны, советский неликвид, европейский антиквариат, кубинская экзотика. Их до сих пор забыли сдать в музей.
![Пригородная «маршрутка» для туристов местного производства на шасси развозного грузовика с кабиной Pontiac Catalina 1959 года](http://www.gruzovikpress.ru/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/04.jpg)
![Уходящая в историю картина! Перевозка людей таким образом всё меньше встречается на Кубе](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/05f.jpg)
Куба впечатляет
Это очень необычное чувство, когда ты находишься среди большого числа старых машин. Они везде. Во дворах, на улицах и переулках, заправки и пробки наводнены ими. Наверное, никто не ведёт учёт оставшихся на острове ветеранов автомобильного транспорта, поэтому оценку можно делать лишь на глазок, сравнивая с тем, что было в городах годами ранее. Владельцев раритетов мотивируют туристы и жажда заработать на своих машинах, поэтому так или иначе, но визуально число старых машин ещё велико. Содержать машины на ходу автовладельцам, кстати, помогают родственники из кубинской диаспоры в США.
Внутри и под капотом многие «старички» подверглись модернизации, во многих есть даже кондиционеры! К числу ретро заслуженно стоит отнести и советские машины, состояние которых, благодаря климату, идеальное. Тут до сих пор в ходу УАЗ-469, РАФ-2203, «Москвич-2140», армии «Жигулей» и «Волг».
![Возле аэровокзала туристов встречает разномастный автопарк, где первенство принадлежит «Жигулям»](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/07f.jpg)
Таких много, пожалуй, именно они являются самыми работящими на Кубе, ведь иностранных туристов они не так привлекают, а сами кубинцы дают высокую оценку нашей технике. Тут нужно заметить, что в начале 2018 года в Гавану было продано 344 автомобиля Lada (320 Vesta и 24 Largus Cross), которые поступили на службу столичного такси. Не забыты и грузовые машины. 29 октября «Группа ГАЗ» запустила свой конвейер на Кубе по сборке грузовых машин «ГАЗель NEXT», «ГАЗон NEXT» и грузовиков «Урал NEXT».
Ещё до снятия американских санкций с острова Свободы в стране фактически произошла автореволюция. Правительство Кубы отменило систему, действующую много десятилетий, которая ограничивала покупку личного автотранспорта жителями острова. Спасло ретропарк то, что у жителей просто нет необходимых денег на новые машины. Число вновь завезённых иномарок в разы уступает технике прошлого века. В 2013 году принят единый стандарт номерных знаков уже без цветовой дифференциации на частные, туристские, министерские, военные, муниципальные, дипломатические, посольские и т.д.
![В течение пары минут на дорогах можно встретить МАЗы сразу трёх поколений](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/08f.jpg)
![В течение пары минут на дорогах можно встретить МАЗы сразу трёх поколений](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/09f.jpg)
![В течение пары минут на дорогах можно встретить МАЗы сразу трёх поколений](http://www.gruzovikpress.ru/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/10.jpg)
Центральные площади города можно назвать мини-музеями автотранспорта. На обозрение выставлены разноцветные машины, преимущественно американского производства середины 1950-х годов, владельцы которых приглашают желающих совершить поездку в любой уголок острова. Требуются только деньги и желательно американские. Что касается обычного городского потока, то в нём уже встречается всё. И новые китайские грузовики с автобусами, выпущенными в Поднебесной, испанские, бразильские, русские, американские. Есть и совсем немыслимые гибриды, сработанные на базе пикапов. На них жители пригородов добираются в столицу.
![Румынский ROMAN 8.135F («ГП» № 3, 2015 г.) – очень редкий гость на дорогах, и в 2018 году встретился лишь один экземпляр](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/15f.jpg)
![Его же поздний собрат DAC 19.215DFK, попавшийся в бухте уже начал терять признаки идентичности](http://www.gruzovikpress.ru/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/16.jpg)
Куба удивляет
Была и осталась проблема с городским пассажирским транспортом. В Гаване он забит под завязку. На остановках стоят толпы людей. А в часы пик при виде подъезжающего автобуса начинается столпотворение с штурмом дверей. Люди окружают машину и лезут в салон всеми доступными способами, но в окна, как в Индии, пока ещё не проникают.
![](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/11f.jpg)
![Испанские автобусы Pegaso 6038 Unicar – самые пожилые из действующих в Гаване](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/12f.jpg)
![Даже в таком состоянии РАФ-2203 «Латвия» в России встретить практически невозможно](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/13f.jpg)
История обновления парка автобусов тесно переплетается с нашей страной. После распада СССР остров Свободы эксплуатировал технику, полученную по линии СЭВ, а также оставшийся с дореволюционного времени американский подвижной состав. В середине 1990-х годов нехватка рейсовых автобусов привела к выпуску в город самых невероятных переделок местных мастерских. Уже в нулевых на Кубу завозили бывшие в употреблении автобусы из стран Западной Европы. Сотни машин распределили по городам острова. Многие из них работают и сегодня. Окончательно проблема с нехваткой автобусов, казалось бы, разрешилась к концу 2000-х годов, когда из России, Белоруссии и Китая прибыло несколько сотен сочленённых МАЗов и ЛиАЗов. Однако их век оказался недолгим. После 10 лет работы на маршрутах почти не осталось российских ЛиАЗов и белорусских МАЗов. Вообще на Кубе мог бы получиться уникальный музей автобусов, но как раз именно они первыми попадают в металлолом. Пока в городе нет энтузиастов, желающих сохранить столь разнообразный парк машин.
![Издали сочленённый Yutong ZK6180HGC из парка Metrobus кажется аккуратной игрушкой. Но при близком рассмотрении картина иная: гармоника сильфона шуршит по асфальту, стёкла разбиты, а многие кресла в салоне оторваны](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/14f.jpg)
![Издали сочленённый Yutong ZK6180HGC из парка Metrobus кажется аккуратной игрушкой. Но при близком рассмотрении картина иная: гармоника сильфона шуршит по асфальту, стёкла разбиты, а многие кресла в салоне оторваны](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/17f.jpg)
В Гаване проживает более двух миллионов жителей. Город поделён на 15 муниципалитетов, которые обслуживает всего 16 маршрутов. Автобусы паркуются в гаражах, где преимущественно ремонтируется один тип подвижного состава. Несмотря на разветвлённую сеть маршрутов, линии к аэропорту нет. Попасть туда можно только лишь на такси или отельным автобусом.
![Для обзорных экскурсий отельеры бронируют двухэтажные Yutong ZK6126HGB в компании Transtur](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/18f.jpg)
![Городской Busscar UrbanusS из парка Empresa Omnibus, переделанный в полугрузовой автобус](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/19f.jpg)
![В час пик пассажиры набились в автобус Yutong ZK6118HGA так, что двери выгибаются](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/20f.jpg)
![Diana DG.01D (см. «ГП» № 10, 2016 г.) на шасси ПАЗ-32053. Цифры на борту обозначают число посадочных мест в салоне, в кабине и пассажировместимость](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/21f.jpg)
Гуляя по Гаване можно наткнуться на остатки трамвайных путей от некогда развитой сети маршрутов, которая, между прочим, выходила за административные границы столицы. Пик развития электрического трамвая пришёлся на 1910-е годы. В городе также работал конный и паровой трамвай. Последняя линия была закрыта в 1952 году. Особенность гаванского трамвая заключалась в двухпроводной контактной сети, аналогично той, что во всём мире используется для эксплуатации троллейбуса. С 1949 по 1954 год в Гаване планировали развивать троллейбусный транспорт и с этой целью были закуплены бывшие в употреблении американские машины. Проект не получил развития, а к идее прокладки троллейбусных линий ещё не раз возвращались, но пока никаких реальных работ в этом направлении не ведётся.
На Кубе есть места, где встретить старые машины невозможно. Это аэропорт. Пройдя таможню и отправляясь на посадку в самолёт, замечаю, что на аэродроме автобусы, грузовики, топливозаправщики и другая перонная техника соответствует мировым стандартам IATA. Здесь нет места раритетам!
![Американские школьные автобусы Corbeil на шасси International 3800 заняты на школьных, служебных и пригородных перевозках](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/22f.jpg)
![Южнокорейские Daewoo BS106 (Busan UR52BD), несмотря на 15-летний возраст, неплохо сохранились](/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/23f.jpg)
![За последние 10 лет гаванский парк автобусов Giron VI на шасси ПАЗ-672ВЮ (см. «ГП» № 10, 2016 г.) сильно поредел и теперь их можно встретить только в провинции и пригородах](http://www.gruzovikpress.ru/article/20505-obzor-avtotransporta-kuby-odin-den-na-kube/Images/24.jpg)