В сухопутных войсках всех стран сейчас самые популярные транспортные средства легкие полноприводные автомобили универсального назначения. Не являются исключением и вооруженные силы Бразилии, в которых прочно нашла свое место продукция местной фирмы Agrale.
В настоящее время в производственной программе Agrale имеются два семейства армейских внедорожников с колесной формулой 4х4 – Marruа AM и Marruа Cargo. Кстати, название Marruа в буквальном переводе означает породу быка. Неудивительно, что крепкие, простые по конструкции, неприхотливые и выносливые автомобили (во многом сродни своим биологическим аналогам) очень подходят для военной службы. Поэтому вполне закономерно, что изделия с маркой Agrale заслужили высокую оценку в военном ведомстве Бразилии.
При проектировании этих моделей основное внимание бразильские инженеры уделили разработке исключительно функциональных транспортных средств в соответствии с их предназначением. Машины достаточно надежны, чтобы уверенно двигаться по пересеченной местности и проселочным дорогам с низкими сцепными свойствами и малой несущей способностью, просты в обслуживании и ремонте, особенно в полевых условиях. Чтобы облегчить эксплуатацию и ремонт внедорожников, обеспечить их хранение и снабжение запасными частями, типаж ограничили минимальным числом базовых образцов. Вместе с тем гамма выпускаемых модификаций позволяет получить нужное количество разновидностей для решения оперативных и транспортных задач.
Универсалы AM
Самые легкие в семействе Marruа автомобили серии AM. Они отличаются прочной лонжеронной рамой, выполненной из высокопрочной стали, заслуживающей похвалы ходовой частью, утилитарным кузовом, относительно небольшими габаритными размерами, хорошими тяговыми качествами, неплохой проходимостью и завидной универсальностью в применении. Внедорожники легко трансформируются для выполнения всевозможных целей. Они успешно справляются с перевозкой людей и грузов, служат транспортной базой для монтажа ракетных установок (реактивные управляемые и неуправляемые снаряды), пулеметов различных калибров, 106-мм безоткатного орудия, используются в качестве командирских машин, для установки телекоммуникационных систем и др.
Компактные модели АМ 1 и АМ 2 длиной около четырех метров различаются только комплектацией. Они имеют колесную базу 2300 мм и могут везти до полутонны груза, да еще буксировать за собой такой же по массе прицеп. В кузове более внушительного Marruа AM L с удлиненной до 2900 мм колесной базой и увеличенным задним свесом помещаются пять седоков и располагается малогабаритная, но вполне вместительная грузовая платформа. Полезная нагрузка возросла до 700 кг, весовые показатели буксируемых прицепов такие же, как у более легких собратьев. Естественно, длина машины достигла почти пяти метров, а снаряженная масса – до 2020 кг.
Как тут не сказать, что своеобразие внешнему облику вездеходов придают граненые поверхности кузова, образованные плоскими панелями, облицовка радиатора с вертикальными прорезями и встроенной светотехникой, довольно широкий передний бампер, к которому крепятся «кенгурин» со светомаскировочной фарой для движения в темное время и буксирные серьги. Последние установлены и на заднем бампере. Дополняет портрет передний фартук, предохраняющий от возможных повреждений элементы ходовой части, пластиковые подкрылки, трубчатые подножки, топор, оказавшийся на боковине, а также «запаска» и дополнительная 20-литровая канистра, пристроенные на заднем борту.
Как и у других машин такого типа, двери заменяют вырезы в бортах, а ветровое стекло откидывается на капот, где находятся специальные опоры. Таким образом, обеспечивается не только легкость посадки-высадки экипажа, но и появляется возможность при демонтированном заднем сиденье вести круговой обстрел из пулемета, установленного на тумбовом кронштейне-вертлюге. От непогоды любой из внедорожников вполне защитят мягкие крыша и боковины с гибкими пластиковыми окошками, которые крепятся на съемном трубчатом каркасе. В стандартной комплектации имеются легкие дверцы с тканевой обшивкой, пристегивающиеся передние форточки и поворотное ветровое стекло с верхней навеской. Несмотря на незатейливые внешность и интерьер, «бразильцы» вполне комфортабельны. Рулевое управление, хоть и не оборудовано гидроусилителем, тяжелым не назовешь, зато сиденья имеют удобные профилированные подушки и спинки, да еще и привязные ремни. Обязательным атрибутом передних сидений у всех моделей являются механизмы их пространственной регулировки и подголовники. У AM L подголовники установлены и на заднем сиденье.
Стоит упомянуть, что по проходимости на местности внедорожники превосходят многих соперников. Достигается это не только за счет схемы ходовой части, но и благодаря общей компоновке, которая обеспечивает оптимальное распределение массы по осям и незначительное давление на грунт, вполне солидный кинематический диапазон трансмиссии и высокую удельную мощность, позволяющую автомобилям двигаться на тяжелых участках бездорожья с приличной скоростью.
Под капотом каждого вездехода – рядная дизельная «четверка» MVM 4.07ТСА мощностью 132 л.с. Характеристики двигателя вкупе с диапазоном передаточных чисел механической 5-ступенчатой КП Eaton FS 2305 А, одноступенчатой раздаточной коробки собственного производства и ведущих мостов типа «банджо» (Dana 44.3) обеспечивают достойные тягово-динамические свойства. При движении по хорошим дорогам постоянно включен задний мост. Передний вступает в работу только для преодоления труднопроходимых или скользких участков дороги, когда недостаточно сцепления задних колес с грунтом. Чтобы предотвратить потери мощности от вращения элементов привода к переднему мосту, когда он отключен (и тем самым улучшить динамические и экономические свойства автомобиля), предусмотрена возможность отсоединения привода передних колес специальными муфтами, разъединяющими ступицы колес с приводными валами. Колеса размером 6х16 дюймов можно заменить движителями 7.50х16 с более развитым рисунком протектора. Максимальная скорость, до которой разгоняются внедорожники, составляет 136 км/ч, а минимально устойчивая – 4 км/ч.
Заслуживают похвалы плавность хода и тормозные качества. Неразрезные балки ведущих мостов связаны с рамой посредством продольных рычагов, поперечных тяг, цилиндрических пружин и гидравлических амортизаторов двухстороннего действия. Передние дисковые и задние барабанные тормоза приводятся в действие гидравлическим раздельным приводом. Стояночный механический тормоз действует на рабочие механизмы задних колес. Напряжение в бортовой сети 24 В. Основной 100$литровый топливный бак позволяет двигаться без дозаправки 1000 км. Полная масса у моделей АМ 1 и АМ 2 составляет 2460 кг, у AM L – 2520 кг. Повышению проходимости и устойчивости способствуют незначительные по величине передний и задний свесы, низкий центр тяжести, одинаковая колея передних и задних колес (1540 мм), а также минимальный дорожный просвет, равный 260 мм. Неудивительно, что автомобили уверенно справляются с бродами глубиной 600 мм, подъемами крутизной 60% (31°), им не страшны косогоры с уклоном 30% (около 17°). К тому же машины приспособлены для авиатранспортировки. Уместно отметить, что существуют и гражданские версии внедорожников.
Малотоннажный трудяга
Как часто бывает в автостроении, на базе грузопассажирских внедорожных автомобилей создаются вполне удачные полноприводные малотоннажные грузовики. Именно такой является модель Agrale Marruа Cargo. От своих более легких сородичей она унаследовала ряд узлов и агрегатов: двигатель, коробку передач, «раздатку», передние подвеску и ведущий мост, колеса, топливный бак, контрольно-измерительные приборы, тормозную и электрическую системы. То же можно сказать и о капотной части. Несмотря на высокую степень унификации, речь идет об автомобиле другого типа и назначения, который, по сути, является внедорожным малотоннажным грузовиком.
Свидетельством тому служит обстоятельство, что машина способна перевозить по дорогам и бездорожью до 750 кг груза или отделение из 10 солдат, включая водителя, да еще и буксировать равнозначный по массе прицеп. Колесная база, увеличенная до 3210 мм, и возросшая до 2060 мм ширина кузова позволяют получить довольно вместительный грузовой отсек. В стандартной комплектации Marruа Cargo оснащается стальной платформой, длину которой при необходимости можно увеличить более чем на полметра, откинув до горизонтального положения задний борт, что облегчает посадку людей и проведение погрузочно-разгрузочных работ. Бойцы размещаются на скамейках, установленных вдоль бортов, с наружной стороны которых размещен шанцевый инструмент (топор и лопата). От стихии людей и грузы спасают тент с передним и задним пологами, которые монтируются на пяти съемных дугах, а для хорошей фиксации пришнуровываются к бортовым крючкам. За счет установки сменных кузовов и всевозможных надстроек машину можно превратить в армейский автомобиль медицинской помощи, передвижную радиостанцию, установку для наведения ракет, мобильный командный пункт, носитель вооружения и т.п.
В двухместной кабине удобные сиденья, привязные ремни, откидывающаяся на капот рамка ветрового стекла, которое еще может поворачиваться на верхних петлях; убираемые мягкая крыша, упрощенные двери и гибкие пристяжные форточки. Благодаря встроенному в рулевое управление гидроусилителю водителю крутить «баранку» гораздо легче.
Несущая лонжеронная рама более прочная, а мощность дизеля MVM 4.07ТСА доведена до 135 л.с. По заказу одноступенчатую раздаточную коробку оснащают понижающим редуктором, тем самым увеличив общий силовой диапазон трансмиссии. Усиленная неразрезная балка заднего ведущего моста Dana 70 подвешена к раме с помощью продольных полуэллиптических рессор с прогрессивной характеристикой и двухсторонних гидравлических амортизаторов. Запасное колесо пришлось разместить под грузовой платформой в задней части рамы. «Кенгурин» отсутствует, а вот несколько измененный защитный фартук вместе с буксирными серьгами на переднем и заднем бамперах остался. В качестве опции предлагается электрическая лебедка с горизонтальной выдачей троса. Таким образом, в руках экипажа грузовика оказывается эффективное средство для самовытаскивания при потере подвижности на бездорожье и оказания аналогичной помощи другим автомобилям.
Автомобиль полной массой 3,5 т разгоняется до 120 км/ч, проходя с полной нагрузкой без дозаправки до 1000 км. Колея передних и задних колес составляет соответственно 1626 и 1786 мм. Дорожный просвет – 260 мм, минимальный радиус поворота – 7,65 м. У Marruа Cargo хорошая поперечная устойчивость, поскольку центр тяжести у него находится на высоте 636 мм. Нельзя не отметить благоприятное распределение массы по осям. Параметры проходимости такие же, как и у моделей семейства Marruа AM. Модели обоих семейств экспортируются в другие страны.